Развития в условиях интегрированного обучения
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.
Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но может включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
В современной специальной психологии и педагогике задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка.
Особенности познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР легли в основу разработки индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях различных типов и видов: специальных школ, детских садов, учреждений инновационного типа «детский сад – начальная школа» и др.
До последнего времени дети с ограниченными возможностями здоровья вынуждены были обучаться в специальных детских садах, школах, в специальных классах, что сказывалось на социальной адаптации ребенка. Для преодоления изолированности существующей системы специального образования в учреждениях страны реализуется интегрированное обучение. Оно позволяет ребенку с ОВЗ социализироваться в среде нормально развивающихся сверстников. Особенно важно это в отношении детей младшего школьного возраста, которые еще недостаточно адаптированы к условиям окружающего мира.
Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» – одной из современных педагогических парадигм.
«Педагогическая поддержка – процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.
Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» (В.А. Сластенин, И.А. Колесникова).
Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педагогическая поддержка связана, прежде всего, с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.
Учащемуся, вовлеченному в интегрированное обучения, могут потребоваться как педагогическое сопровождение, так и педагогическая поддержка.
Педагогическое сопровождение развития детей с ЗПР мы понимаем как систему деятельности специалистов служб сопровождения: педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, учителей-предметников, классного руководителя, социальных педагогов, направленную на создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания ребенка с ЗПР, успешной адаптации и социализации в обществе.
Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР, а именно принципы непрерывности и комплексности сопровождения, описаны в работах Р. Заззо, И.Ю. Кулагиной, В.Б. Никашиной, Т.Д. Пускаевой, И.Ф. Марковской и др. Ряд работ посвящен влиянию семьи на успешность педагогического сопровождения (Г.В. Грибанова, М. М. Райская и др.). В то же время остается много нерешенных вопросов, связанных с определением содержания такого сопровождения, места каждого специалиста в педагогическом сопровождении.
Следует особенно подчеркнуть, что обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка возможно лишь на основе результатов комплексной диагностики психического развития ребенка с ЗПР. Такая диагностика осуществляется на основе работ С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, С.Я. Рубинштейна, М.М. Семаго и др.
Служба сопровождения является необходимой структурой образовательной системы, к организационным формам которой относят: консилиумы в образовательных учреждениях, центр психолого-медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогическую комиссию. Эти службы тесно взаимодействуют друг с другом.
Педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений специальной психологии и педагогики. Специалисты службы сопровождения МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска находятся в постоянном творческом поиске, каждый год корректируют направления своей работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
Список литературы
1. Дубровина, И. В. Психологическая служба школы / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.
2. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М. : Изд-во «Аркти», 2005.
3. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР / Л. Г. Мустаева. – М. : Изд-во «Аркти», 2005.