Возраста с нарушением интеллекта

В настоящее время в России самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют дети с интеллектуальным нарушением, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

По наблюдениям, дети с нарушением интеллекта, поступающие в коррекционные учреждения, не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющейся одним из важнейших аспектов психологической готовности к обучению: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. И в связи с этим необходимо уделять внимание формированию навыков общения у младших школьников с нарушением интеллекта.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. По мнению В.Г. Крысько, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения [2].

В специальной психологии и коррекционной педагогике интерес к проблеме общения детей с особыми образовательными потребностями связан с тем, что в условиях аномального развития процесс общения приобретает качественное своеобразие в зависимости от структуры дефекта.

Л.С. Выготский говорил о том, что дети с нарушением интеллекта предпочитают выбирать партнеров по общению, имеющих отличную от них степень интеллектуального нарушения. Л.С. Выготский называет это явление «взаимным обслуживанием» [1].

В работе Н.К. Усольцевой, З.С. Смелкова указано, что большинство первоклассников с нарушением интеллекта способно к избирательному общению с двумя одноклассниками. Чаще всего в круг предпочитаемых партнеров по общению выбираются дети одного с ребенком пола и без выраженных неврологических нарушений.

Дети с интеллектуальной недостаточностью, в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении, добавляет В.Г. Петрова. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с нарушением интеллекта появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи, от фонематического до семантического ее уровней. В этой связи речь школьника с интеллектуальным недоразвитием не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у школьников с нарушением интеллекта речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций [4].

Специфика общения учащихся коррекционных школ VIII вида обусловлена трудностями их поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и понимания личности других людей.

Ученики с нарушением интеллекта не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников, показали И.С. Кон, Т.Н. Мальковская. Общаясь с ними, дети с нарушением интеллекта расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми – это одна из ступеней социальной адаптации школьника с отклонениями в развитии. Родителям следует это всячески поощрять, за исключением общения со школьниками с асоциальным поведением. Следует заметить, что для нормально развивающихся детей общение со школьником с нарушением интеллекта не принесет вреда. Напротив, оно будет способствовать формированию доброго отношения, желания помочь товарищу [3].

Коррекционная работа по развитию общения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта осуществляется на уроках, во внеурочное время, на коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятиях, с использованием специальных дидактических и развивающих игр, упражнений, тренингов, экскурсий, сюжетно-ролевой игры и т.д.

Рассмотрев и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что дети с нарушением интеллекта предпочитают выбирать партнеров по общению, имеющих отличную от них степень интеллектуального нарушения; большую часть времени учащиеся коррекционной школы проводят в контакте с другими детьми; они часто сменяют игровое объединение; предпочитают однополых с ними партнеров по общению, часто встречающимися величинами игровых объединений являются объединения в два и три человека, что свидетельствует о потребности в очень малом количестве партнеров по общению в игре.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т. Т.4. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984.– 432 с.

2. Крысько, В. Г. Социальная психология : Курс лекций / В. Г. Крысько. – 3-е изд. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.

3. Мальковская, Т. Н. Учитель – ученик / Т. Н. Мальковская. – М. : Знание, 1977. – 64 с

4. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. –160 с.


Наши рекомендации