Отсталостью в условиях специального
коррекционного образовательного учреждения
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной умственной отсталостью (по МКБ – 10 F-71). Психолого-медико-педагогическое сопровождение выделенной категории лиц с особыми образовательными потребностями является одним их главных условий организации системы коррекционно-развивающей работы с ними. Система психолого-медико-педагогической помощи и образовательных услуг может быть организована в условиях СКОУ VIII вида.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [2].
В специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, задачей которого является не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности [4].
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем исследовании особое внимание было уделено подбору методик для изучения детей с умеренной умственной отсталостью и анализу работы специалистов по психолого-медико-педагогическому сопровождению данной категории детей.
Е.И. Казакова под психолого-медико-педагогическим сопровождением понимает систему разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, которая осуществляется по этапам и корректирует проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка [1].
Изучению особенностей детей с умеренной умственной отсталостью посвящено большое количество работ (Л.И. Аксенова, В.В. Воронкова, С.Д. Забрамная, В.В. Лебединский, А.Р. Маллер, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.). Под умеренной умственной отсталостью понимается средняя степень психического недоразвития (интеллектуальный коэффициент составляет 49-35). Она характеризуется несформированными познавательными процессами. У детей дано категории мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий [3].
В ходе практической части нашего исследования нами были подобраны и адаптированы методики различных авторов, среди которых С.Д. Забрамная, Д. Равен, Э. Сеген. Для педагогического изучения детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью мы использовали следующие методики: «Матрицы Равена», «Обучающий эксперимент», «Доска Сегена», «Определение понятий», «Узнай фигуры».
По нашему мнению, использование данных методик позволяет выявить особенности развития детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью, которые лягут в основу индивидуальных карт ребенка, помогут определить содержание и формы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью.
В ходе изучения специальной литературы мы рассмотрели различные виды индивидуальных карт, и остановили свой выбор на индивидуальной карте психолого-медико-педагогического сопровождения, которая включает следующие пункты.
- Общие сведения о ребенке: Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место рождения, адрес проживания, состоит ли на учете в ППДН, состоит ли на внутришкольном контроле.
- Анализ кризисной ситуации: без опеки (попечительства), беспризорность, безнадзорность, потеря жилья, конфликтная ситуация (в семье, в школе и т. д.), медицинские показания, отсутствие средств к существованию, усвоенные вредные привычки.
- Медицинское заключение: анамнез, состоял на учете у врачей, заключение, рекомендации.
- Характеристика семьи: состав семьи, материально-бытовые условия, аномалии в семье, в роду, наличие обстоятельств, травмирующих ребенка (пьянство, ссоры, безнадзорность и т. д.).
- Общее состояние здоровья: диагноз, группа здоровья, состояние слуха, состояние зрения, аллергический анамнез, непереносимые продукты, непереносимые лекарства, ортопедический режим, заключение, рекомендации, пути поддержки и коррекции.
- Учебные знания и умения: математические, состояния чтения и письма. Звукопроизношение.
- Особенности учебной деятельности: работоспособность, утомляемость, отношения к затруднениям, выполнения домашних заданий.
- Характеристика личности: любознательность, прилежание, трудолюбие, отношение к школе, эмоциональная отзывчивость, отношение к себе, самооценка.
- Коммуникативное развитие: учебная деятельность, взаимоотношения с одноклассниками, внеучебная деятельность, взаимоотношение с воспитателем, одноклассниками, статус в классе.
- Проявление нравственных качеств.
- Информация о проводимых профилактических мероприятиях: социально правовой блок, психолого-педагогичекий блок, медицинский блок, внеклассная работа. Информационная справка.
Таким образом, писхолого-медико-педагогическое сопровождение – это система разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, т.е. комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних. Индивидуальная карта детей по реализации психолого-медико-педагогического сопровождения, по нашему мнению, должна включать следующие пункты: общие сведения о ребенке, анализ кризисной ситуации, медицинское заключение, характеристика семьи, общее состояние здоровья, учебные знания и умения, особенности учебной деятельности, характеристика личности, коммуникативное развитие, проявление нравственных качеств, информация о проводимых профилактических мероприятиях.
Список литературы
1. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка / Е. И. Казакова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Спб., 1998.
2. Казакова, Е. И. Сопровождение развития – новая образовательная технология. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Е. И. Казакова. – СПб., 2001.
3. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
Е.В. Ткачук, Е.В. Резникова
Интегрированное обучение учащихся:
Теория и практика
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Возникают трудности в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов. Происходит переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Сегодня в России существует две формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: это внешняя дифференциация в форме открытия специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития и интегрированное обучение в условиях общеобразовательного класса.
Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Г. Спенсер (с лат. integratio – целый), но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня. В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова «интеграция групповая» рассматривается как «процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений …интеграция групповая возникает на том этапе, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения». Б.П. Пузанов дает следующее толкование понятия «интегрированное обучение» - это «обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Интеграция, как включение человека в общество в качестве полноценного его члена, зависит от успешности его общеобразовательной и профессиональной подготовки».
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), в которые это происходит у нормально развивающихся детей. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и применение интегрированных курсов.
То, что учить детей с особенностями в развитии необходимо в системе интегрированного обучения, утверждал еще в 20-е годы прошлого века Л.С. Выготский. Он считал, что при всех положительных особенностях специальных (коррекционных) школ есть все же один недостаток: ребенок, будь он слепой, глухой или умственно отсталый, находится в узком кругу, в замкнутом пространстве, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке, и эта обстановка не позволяет находиться ему в реальной, настоящей жизни.
Один из вариантов взаимодействия общего и специального образования нашли педагоги школы №73 Металлургического района г. Челябинска. В данном учреждении функционирует медико-психологический и педагогический консилиум, сопровождающий образовательный процесс школьников с особенностями развития. Образование учащихся с особенностями в развитии проходит в интегрированном режиме по программам С(К)ОУ V, VII видов. В рамках прохождения педагогической практики мы познакомились с практическими подходами к реализации интегрированного обучения в школе.
При организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии предполагается учитывать индивидуальные характеристики и возможности каждого ученика.
Разработанная технология состоит из 4 блоков:
- интегрированное обучение в общеобразовательном классе;
- обучение в условиях «гибкого» класса;
- воздействие в системе коррекционных кабинетов;
- коррекция в условиях системы дополнительного образования.
Для организации учебного процесса педагогами школы был разработан алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования со следующей последовательностью:
1. изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений V, VII, VIII видов;
2. выявление уровня соответствия выбранной программы Государственным образовательным стандартам;
3. определение регионального и валеологического компонентов;
4. определение содержания учебно-методического и дидактического комплекса, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование;
5. соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ;
6. анализ количества часов, регламентируемых программой для прохождения основных тем;
7. поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету;
8. выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса при внутренней дифференциации;
9. выделение общих тем программ для изучения их в условиях «гибких» классов;
10. составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.
В процессе подготовки к уроку в общеобразовательном интегрированном классе учитель составляет план-конспект урока, в котором интегрирует учебный материал общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ так, чтобы на одном уроке дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально: раздаточные карточки, упражнения из учебных пособий и учебников.
Структура урока в общеобразовательном классе соответствует требованиям организации и проведения уроков в малокомплектных школах, при которой учитель поочередно выстраивает совместную деятельность с разными группами детей в классе. Для объяснения сложно воспринимаемых тем, понятий ученикам с особенностями в развитии предлагаются инструкционные карточки с описанием пошаговых действий обучающегося. Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса вовлекаются в общеклассную работу.
При изучении сложно усваиваемой темы для учеников с особенностями в развитии ее усвоение выносится на индивидуальные коррекционные занятия, альтернативой которым является обучение в условиях «гибкого» класса. Система «гибких» классов – это способ оказания адекватной помощи детям. В «гибкий» класс учитель-дефектолог из нескольких классов одной параллели на одном уроке объединяет группу учащихся с особенностями в развитии, учитывая их индивидуально-типологические характеристики и рекомендуемые для обучения специальные (коррекционные) образовательные программы.
Закрепление проводят на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяют усвоенное на разнообразном дидактическом материале, дают консультации родителям и учителю общеобразовательного интегрированного класса по оказанию специализированной помощи в процессе обучения. Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят логопеды, учителя-дефектологи, психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.
Обучение учащихся в условиях «гибкого» класса направлено на формирование у детей веры в свои собственные силы, в собственные возможности, так как жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается, прежде всего, на успехи в его основном труде – учении.
Таким образом, полученный практический опыт подтверждает продуктивность интегрированного обучения детей с особенностями в развитии в общеобразовательном классе общеобразовательного учреждения. Учащиеся получают образование в социуме своих сверстников, что благоприятно сказывается на их социально-адаптивном поведении, на их способностях взаимодействовать с окружающим миром.
Список литературы
1. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008.
2. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Л. Г. Мустаева. – М. : АРКТИ, 2005.
3. Шевчук, Л. Е. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе : Методические рекомендации / Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. – Челябинск, 2010.