Формирование санитарно-гигиенических навыков
У младших школьников с нарушением интеллекта
Во внеучебной деятельности
Воспитание здорового поколения – одна из первоочередных и актуальных задач современного общества, которую государство решает через работу с семьёй и выполнение социального заказа в системе образования.
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность.
Обозначенная проблема ещё больше актуализируется, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта, о детях, для которых формирование санитарно-гигиенических навыков имеет значение не только для их здоровья, но и для успешной социализации в обществе, в ходе самостоятельной жизнедеятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретает образование, имеющее своей целью обеспечить формирование у данной категории учащихся, как важнейших санитарно-гигиенических навыков, так и различных аспектов социальной компетентности, позволяющих вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни.
Санитарно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений [1].
В процессе повседневной работы с младшими школьниками в СКОУ VIII вида необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а санитарно-гигиенические навыки с возрастом постоянно не только автоматизировались, но и совершенствовались [3].
С целью изучения уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта было организовано собственное педагогическое исследование, в качестве основного метода исследования выбран метод наблюдения. В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 7 человек. Все обследованные имеют диагноз F70 и обучаются в СКОУ VIII вида № 83 г. Челябинска.
В качестве объекта наблюдения были выбраны следующие 3 основных блока санитарно-гигиенических навыков:
1. навыки мытья рук и умывания;
2. навыки культуры еды;
3. навыки снимания и надевания одежды.
Выбор именно этих трех блоков навыков основывается на изучении теоретических источников специалистов, разрабатывающих проблему санитарно-гигиенического воспитания школьников [4].
Каждый из трех блоков содержит целый набор отдельных навыков (таблица 1). Уровень сформированности отдельного навыка определяет качество сформированности целого санитарно-гигиенического блока у младшего школьника и уровень его санитарно-гигиенической культуры в целом.
Таблица 1
Содержание санитарно-гигиенических навыков детей младшего школьного возраста
№ блока | Название санитарно-гигиенического блока | Основные санитарно-гигиенические навыки |
I. | Навыки мытья рук и умывания | Умение закатать рукава, смочить руки, взять мыло, намыливать до появления пены, мыть руки, смыть мыло, умыть лицо, сухо вытереть руки и лицо. |
II. | Навыки культуры еды | Умение держать ложку, не крошить хлеб, не разговаривать за столом, благодарить, пользоваться салфеткой. |
III. | Навыки снимания и надевания одежды | Умение расстегнуть пуговицы, снять платье (брюки), аккуратно повесить, снять обувь, снять колготки, носки, надеть в обратной последовательности |
Уровень сформированности каждого отдельного навыка определялся по трёхуровневой шкале:
- 2 балла – ребёнок самостоятельно и в правильной последовательности выполняет все действия, составляющие навык;
- 1 балл – действие выполняется с небольшими неточностями и помощью взрослого;
- 0 баллов – неумение выполнять действие (все действия самостоятельно не выполняет, нуждается в значительной помощи взрослого).
Суммарный, итоговый уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков определялся по трём классическим уровням, выраженных в следующей балльной системе:
- высокий уровень – 32-36 баллов; все навыки сформированы прочно;
- средний уровень – 16-31 балл; один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;
- низкий уровень – 0-15 баллов; один и более навыков не сформированы.
Результаты наблюдения с целью изучения уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности основных блоков санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
Анализ данных, представленных на рисунке 1, свидетельствует о том, что навыки, входящие в каждый из трёх исследуемых блоков сформированы у младших школьников с нарушением интеллекта примерно на одинаковом, но недостаточном уровне. Самые низкие абсолютные показатели дети продемонстрировали в навыках из второго блока – навыки культуры еды. Возможно, это связано с тем, что данные навыки – одни из первых, формируемых в детстве по образцу. Анализ социального паспорта класса позволяет предположить недостаточное внимание к формированию и закреплению данных навыков у ребёнка в семье.
Общий анализ уровня сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта представлен на рисунке. 2.
Качественный анализ результатов исследования позволяет констатировать, что у 57% учащихся один и более санитарно-гигиенических навыков находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют дальнейшего совершенствования и закрепления, в то время как младший школьный возраст – это время автоматизации и закрепления элементарных навыков, которые и были исследованы. Однако наибольшую тревогу вызывает тот факт, что у 14 % учащихся эти навыки вообще находятся на низком уровне. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что необходима специально организованная работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта. Очевидно, что формы такой работы должны варьироваться.
Рис. 2. Общий уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
Наряду с систематическим обучением детей санитарно-гигиеническим знаниям и привитием им гигиенических навыков в течение всего времени пребывания их в школе, необходимо проводить с ними внеучебную работу в области санитарно-гигиенического воспитания и привлекать учащихся к общественной работе в области гигиены и санитарии.
Исходя из результатов проведенного исследования, была разработана система мероприятий по формированию и закреплению санитарно-гигиенических навыков во внеучебной деятельности, которая включает в себя две основных формы организации детской деятельности.
1. Специальные занятия. Такие занятия проводятся во время работы группы продлённого дня в легкой игровой форме, что позволяет детям без труда овладеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками. Работа строится на чтении сказок с содержанием, способствующем формированию санитарно-гигиенических навыков, и беседе по прочитанному. Система занятий строится с опорой на книжку-раскраску Зайцева Г.К. «Уроки Мойдодыра» [2], содержание которой при необходимости можно адаптировать к возможностям младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Организованный просмотр мультфильмов санитарно-гигиенического содержания: «Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок» и др. Такой просмотр мультфильмов проводится с последующим обсуждением содержания. Эта беседа должна быть организована таким образом, что ребёнок подводится к самостоятельному выводу о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил.
В ходе такой внеучебной системно проводимой работы, сочетанной с работой, осуществляемой педагогом на уроках, ребёнок узнает много нового, интересного и важного для формирования санитарно-гигиенических навыков, а, следовательно, и для социализации ребёнка с нарушением интеллекта в обществе.
Список литературы
1. Белостоцкая, Е. М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9 / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 2001. – 144 с.
2. Зайцев, Г. К. Уроки Мойдодыра / Г. К. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 2009. – 34 с.
3. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие / Под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
4. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.