Интеллекта на уроках математики
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе, поскольку вычислительные навыки необходимы при изучении арифметических действий. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений навыков так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырёх основных арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными. «Приобрести вычислительные навыки – для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро», М.А. Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приемами.
Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций.
Полноценный вычислительный навык обучающихся имеет следующие характеристики: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность. Охарактеризуем их.
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это для ученика своего рода доказательство правильности выбора системы операции.
Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать. Это, конечно, не значит, что ученик всегда должен объяснять решение каждого примера. В процессе овладения навыком объяснение должно постепенно свёртываться.
Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Разумеется, что это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приемы нахождения результата, и ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный. Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.
Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести приём вычисления на новые случаи. Обобщённость так же, как и рациональность, теснейшим образом связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет приём, основа которого – одни и те же теоретические положения.
Автоматизм (свёрнутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции. Осознанность и автоматизм вычислительных навыков не являются противоречивыми качествами. Они всегда выступают в единстве: при свёрнутом выполнении операции осознанность сохраняется, но обоснование выбора системы операции происходит свёрнуто в плане внутренней речи. Благодаря этому ученик может в любой момент дать развёрнутое обоснование выбора системы операции.
В процессе работы по теме «Формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики» нами были выбраны и рассмотрены типы заданий, направленных на формирование вычислительных навыков (задания с использованием сравнений, задания на классификацию и систематизацию знаний, задания на выявление общего и различного, задания с многовариантными решениями, задания с элементами занимательности, задачи). Было отмечено, что использование выбранных типов заданий на уроках математики побуждает у детей интерес к предмету, стимулирует их к активной деятельности и позволяет более прочно сформировать вычислительные навыки.
В ходе проведённой нами опытно-экспериментальной работы по изучению уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся выяснилось, что вычислительные навыки в классе сформированы на среднем уровне, а также то, что большинство детей способны объяснить логику выполнения той или иной операции и обосновать свой выбор вычислительного приёма. Однако многие дети довольно часто допускают ошибки при вычислении в приёмах на сложение и вычитание с переходом через разряд.
Основываясь на результатах, полученных в ходе проведения экспериментальной работы, нами была разработана система заданий, способствующих совершенствованию вычислительных навыков, а также направленных на увеличение количества сформированных вычислительных приёмов. Эти задания включались в уроки математики на различных этапах их проведения.
Результатом такой работы стало формирование у учащихся класса более прочных и осознанных вычислительных навыков. Также эти задания способствовали увеличению количества сформированных вычислительных приёмов.
Список литературы
1. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. – 1993. – №11 – с. 38-43.
2. Екжанова, Е. А. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальной школы (к программам С(К)ОУ VIII вида) / Е. А. Екжанова [и др.]. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2008.
3. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М. Н. Перова. – 4-е изд., перераб. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.