По предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.).

Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для овладения письмом. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением письма существует тесная взаимосвязь.

Детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений в овладении письмом, так как у них в полной мере не развиты психические функции такие, как звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно-пространственные восприятия и представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графо-моторные навыки [1].

Как показывают данные ряда авторов в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня готовность к овладению письмом почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.

Нарушения моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, рисовании. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к. дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений [2].

Успех в овладении детьми письма во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для этого учитель-логопед принимает активное участие в родительских собраниях, семинарах, на которых знакомит родителей с видами речевых нарушений, формами их проявления, приемами правильного речевого воспитания в семье, организацией логопедических занятий, проводит анкетирование с целью выявления запросов родителей и учета индивидуальных особенностей их детей.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей.

Такие исследователи и педагоги как: Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Кроткова, Н.И. Шудьдешова обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание родителей необходимо обратить на подготовку руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

- пальчики здороваются;

- пальчики бегают по столу;

- игра на рояле;

- разведение пальцев в стороны;

- поочередное поднимание пальцев руки;

- кулак-ребро-ладонь.

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости [3].

Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить следующее:

- ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо);

- тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном);

- правильно сидеть за столом;

- не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;

- необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

Эти советы помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при овладении письмом.

Таким образом, целенаправленная логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в системе взаимодействия может оказать существенное влияние на качество готовности к овладению письмом.

Список литературы

1. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. – М. ВЛАДОС, 1999.

2. Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. ВЛАДОС, 2010

3. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму [Текст] / С. О. Филиппова. – СПб., 2004. – 94 с.

Наши рекомендации