В. В. Воробьева, Л. М. Лапшина
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОНР III УРОВНЯ
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Согласно взглядам отечественных психологов и педагогов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др., общение и речь выступают в качестве одного из основных условий развития ребенка, являются ведущим видом человеческой деятельности, направленной на познание и оценку самого себя. Нарушения звукопроизносительной стороны речи, которые присутствуют у детей с ОНР III уровня, могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой и в дальнейшем на успеваемости в школе в целом.
Многие исследователи [1; 4; 7] отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане не готовы к школьному обучению. Предпосылки для успешного обучения формируются в дошкольном возрасте. Своевременному и правильному протеканию процесса речевого развития способствуют определенные факторы: психическое и соматическое здоровье, нормальное зрение, слух, строение речевого аппарата, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение.
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению [3].
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в речевом развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.) [5] правильно спланированный коррекционный процесс позволяет в большинстве случаев полностью устранить недостатки.
Однако развитие логопедической науки показывает, что не стоит ограничиваться только традиционными формами организации детской деятельности по формированию правильного звукопроизношения, которые широко используются в дошкольном учреждении.
Проходя практику в МДОУ д/с № 9 «Солнышко» города Южноуральска, нами были выявлены определенные трудности при организации коррекционной работы: у детей отсутствовала заинтересованность в логопедических занятиях, они быстро утомлялись. Вследствие этого, продуктивность коррекционного процесса была мало заметна. Поэтому была предпринята попытка поиска новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия в решении данного вопроса.
Очевидно, что традиционные методы (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева) эффективны в работе с дошкольниками, но на данном этапе работы их недостаточно и требуются новые направления и подходы в психолого-педагогическом сопровождении коррекции звукопроизношения.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим, в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Обозначенная тенденция еще больше актуализируется сегодня, в условиях модернизации отечественной системы образования, т.к. одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [6].
В процессе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения возросла социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей, а, значит, возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. Дети с речевыми недостатками, особенно дети с ОНР, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
В связи с тем, что одним из приоритетных направлений дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, решено было вкомплексе использовать традиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Задачи коррекционной работы, на протяжении всей практики, решались как на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Использование здоровьесберегающих технологий способствовало интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Среди воспитанников, вошедших в логопедическую группу, высок процент тех, у кого имеются проблемы со здоровьем, с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно, возникла необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включала в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, логоритмику.
Для обучающего эксперимента были сформированы две равнозначные группы по 7 человек. Логопедические занятия проводились в специально оборудованном кабинете в подгруппах по 2-4 человека в течении 20 минут 3 раза в неделю (всего 6 занятий), индивидуальные занятия – по 15 минут 2 раза в неделю (всего 4 занятия). Для родителей детей опытной группы были распечатаны комплексы упражнений и даны рекомендации на индивидуальных консультациях по их выполнению.
Контрольная группа дошкольников занималась по традиционным методикам постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
В опытной группе работа по коррекции звукопроизношения проводилась с интеграцией здоровьесберегающих технологий.
Применялось моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Формирование правильного звукопроизношения во всех позициях – от изолированного произношения до произношения в связной речи – это и есть формирование артикуляционного праксиса. Основным условием успешного его формирования является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука подключали слуховой и зрительный контроль. Артикуляцию формировали по ходу звука, т.е. сначала вырабатывали необходимый способ подачи воздушной струи, затем для гласных, соноров и шумных звонких присоединяли к воздушной струе голосоподачу. Далее отрабатывали подачу голосодыхательной струи к фокусу артикуляции. Для этого была использована технология дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. [9]. Во время дыхательной гимнастики происходила физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, – и одновременный прилив крови ко всем внутренним органам (то есть, так называемый «массаж» внутренних органов). Диапазон воздействия такой гимнастики очень широк: от улучшения формирования воздушной струи до профилактики простудных заболеваний. Кроме того, дыхательная гимнастика снимала усталость, бодрила, повышала жизненный тонус, улучшала настроение, память, что особенно было важно для нашей коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольниками. В середине занятия, увидев, что дети начинают отвлекаться, им предлагалось «пошмыгать» по-стрельниковски [9]. Результаты наблюдения показывали, что сразу же повышалась работоспособность, и материал снова начинал усваиваться эффективно.
Ещё одна технология, используемая в момент научно-исследовательской практики – «Су-Джок терапия» (автор Южно-корейский профессор Пак Чже Ву) [2]. Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия. По мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» являются кисти и стопы: на них в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Применение этой технологии в логопедической коррекции у дошкольников на занятиях, на данном этапе эксперимента позволило повысить интерес к занятию и повысить работоспособность во время занятия и интерес к нему: дети с большим удовольствием приходили заниматься и ожидали следующего занятия. Неоспоримым достоинством являлась простота применения и абсолютная безопасность этой технологии.
Сопряженная гимнастика использовалась совместно с пальчиковой гимнастикой Цвынтарного В.В. [8] и разработана на основе кнезетерапии (авторы П. Деннисон и Г. Деннисон), методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н.В. Берковской и личного опыта. По мнению авторов, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения «проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга» [2]. Сопряженная гимнастика заключается в создании комплекса упражнений для одновременного участия пальцев и языка. Это способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений, формированию опоры на кинестетические ощущения ребёнка, положительному воздействию на эмоциональную сферу ребёнка.
Такую гимнастику мы начали проводить, занимаясь с детьми во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики (по В.В. Цвынтарному) [8].
Предложенная методика предполагала сначала медленное разучивание, с постепенным увеличением темпа. Некоторые упражнения специально подбирались с одинаковыми текстами для того, чтобы не перегружать детей часто меняющимися текстами; это способствовало лучшему запоминанию, давало возможность автоматизировать поставленные звуки на знакомом материале, позволяло сосредоточиться на качественном выполнении.
В процессе занятий пальчиковой гимнастикой, сопряженной гимнастикой, Су- Джок терапией наряду с развитием речи, формируются все психические процессы, развиваются положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, повышается мотивация к логопедическим занятиям, что, на наш взгляд, является очень важным.
У человека есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система всегда зависит от состояния тела в целом. Если тело находится в напряжении, нервная система работает с перегрузками.
Наблюдение за состоянием и поведением детей показывает, что увеличилась речевая активность на занятиях и в повседневной жизни, они стали лучше контролировать свою произносительную сторону речи. Наблюдалось повышение интереса к выполнению предлагаемых заданий.
Следует также отметить, что данный положительный итог – результат не только использования описанных здоровьесберегающих технологий, но и сохранение традиционных подходов в логопедической теории и практике.
Список литературы
1. Вассерман, Е. Л. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с церебро-органическим синдромом [Текст] / Е. Л. Вассерман, М. В. Катышева, Л. Н. Назарова. // Дефектология. – 1999. – № 4. – С. 3-8.
2. Кановская, М. Целительные точки на ступнях и ладонях: Су-джок для всей семьи [Текст] / М. Кановская. – М. : АСТ, 2014.
3. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1971. – 191 с.
4. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
5. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – изд. переработ. – М., 1997.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru /2013/11/25/doshk-standart-dok.html
7. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. // Дефектология. – 1985. – № 4. – С.72-78.
8. Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Лань, 1998. – 64 с.
9. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. [Текст] / М. Н. Щетинин. – М. : Айрис-Прес. – 2008.