Коррекционно-педагогические технологии формирования диалогической речи у старших дошкольников с онр iii уровня

Диалогическая речь – (греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

Для диалогической речи характерны содержательная и конструктивная связь реплик: вопрос – ответ – добавление (пояснение, уточнение) – согласие (возражение) и т.д. [1].

Современный, нормально развивающийся ребенок, к 5 годам владеет всей системой родного языка: говорит связно; полно излагает свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки. Эти дети коммуникативны, их высказывания целесообразны и, адекватен выбор языковых средств [5].

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У них к пятилетнему возрасту эти речевые функции недоразвиты. А это, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшее развитие и обучение ребенка. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий.

В настоящее время, по данным мировой статистики, число речевых нарушений растёт, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения [2]. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

По мнению Л.П. Якубинского, диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Т.Г. Винокур определяет диалог и монолог с точки зрения специфики языка: «...можно определить диалог как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик.

Недостатки речи обнаруживаются особенно легко в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Плохо говорящие дети, осознавая свой дефект, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Это и является актуальностью выбранной нами темы. Решение данной проблемы определяет предмет и направление исследования, а также цель, задачу и гипотезу работы.

При реализации программы практики нами были выбраны некоторые технологии формирования диалогической речи у детей с ОНР III уровня. На основании выбранных технологий был разработан план обучающего этапа диссертационного исследования.

1. Формирование диалогической речи с использованием литературных произведений.

По мнению Г.М. Ляминой литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов .

2. Формирование диалогической речи с использование народной педагогики.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Первое. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза.

Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему.

Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения).

3.Формирование диалогической речи с использованием дидактических игр.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом ( С.А. Миронова).

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать ислышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

При проектировании и реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня нами были использованы перечисленные выше методы формирования диалогической речи. На основании выбранных методов была составлена программа обучающего этапа: составлен календарно-тематический план.

План составлен на 2 недели по темам: Весна и Перелетные птицы. При составлении календарно-тематического плана были использованы выбранные нами методики формирования диалогической речи.

На основании этого плана нами была организована совместная деятельность с детьми.

Таким образом, в течение исследовательской работы нами были изучены особенности развития диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня, научно-теоретические разработки по этому вопросу. Были подобраны методы психолого-педагогического диагностического исследования, проведено диагностическое обследование диалогической речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.

Нами были подобраны технологии формирования диалогической речи у детей с ОНР III уровня и организован обучающий этап по данной теме. Данное исследование является начальным этапом работы. В дальнейшем мы планируем организовать и провести коррекционную работу по формированию диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, проверить эффективность разработанный мероприятий в ходе контрольного эксперимента.

Список литературы

1. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] / Т. В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: сб. науч. тр. / ред. С.Н. Цейтлин. – СПб.: Образование, 1992. – С. 57-66.

2. Исенина, Е. И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя [Текст] / Е. И. Исенина // Детская речь: Проблемы и наблюдения: сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А.И. Герцена; отв. ред. С. Н. Цейтлина. – Л., 1989. – С. 23-36.

3. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000.

4. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда [Текст] / С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991.

5. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232с.


Наши рекомендации