Влияние зрительной депривации на формирование изобразительных навыков детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
В своих трудах Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова обращают внимание на разнообразие видов изобразительной деятельности дошкольников. Особое место среди них принадлежит рисованию, в котором проявляется личность ребёнка и которое существенно влияет на формирование этой личности.
Рисование – это один из видов детской деятельности, при котором у ребёнка формируются не только изобразительные навыки, но в первую очередь формируются реальные представления о предметах окружающей действительности.
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребёнка. Познавая окружающий мир предметов, ребёнок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнаёт о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине. Малыш эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку, цветовое пятно; взяв в руки игрушку, обследует её форму [1].
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы (Р.Г. Казакова, В.Б. Косминская и др.) [2].
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении (Л.И. Плаксина, А.Г. Литвак, Б.К. Тупоногов, Л.И. Солнцева).
Данные трудности могут быть преодолены в процессе целенаправленной коррекционной работы, одним из эффективных средств которой являются продуктивные виды деятельности.
Л.И. Плаксина утверждает, что среди разнообразных занятий в детском саду для детей с нарушением зрения изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребёнка с дефектами зрения. При определённых условиях обучения рисование позволяет решить общеобразовательные, коррекционно-воспитательные и лечебно-восстановительные задачи, обуславливающие всестороннее развитие личности и коррекцию его здоровья.
Проблема особенностей рисования детей с нарушениями зрения отражается в трудах таких учёных, как Л.И. Плаксина, Л.Б. Осипова и других.
Л.И. Плаксина указывает, что дети дошкольного возраста с нарушениями зрения сталкиваются с большими трудностями в овладении навыками рисования: у них происходит искажение формирования реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
По утверждению Л.И. Плаксиной, ребёнку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Образовывать представления надо путем восприятия предмета, то есть через непосредственное чувственное познание. Процесс рисования включает припоминание зрительно воспринятого предмета, поэтому обучение детей изобразительной деятельности невозможно без целенаправленного совершенствования зрительного восприятия и формирования зрительных образов у детей с нарушением зрения.
Таким образом, у детей с нарушением зрения при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного положения предметов возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук.
Л.Б. Осипова в своей диссертации отмечает, что наиболее заметные изменения в дошкольном возрасте затрагивают графические навыки, а развитие мелкой моторики происходит медленнее. У детей затруднено формирование умения группировки пальцев руки в соответствии с величиной и формой предмета.
Автором был проведен ряд исследований, посвященных изучению мелкой моторики и движениям рук в процессе рисования. Так, в задании «срисовывание фигур» дети боялись начать рисование, их действия были неуверенными, скованными. Во время копирования дети часто останавливали руку, затем снова продолжали движение; нарушали направление движения – рисовали линии снизу вверх, справа налево. Такой характер выполнения движений указывает на то, что у дошкольников с нарушениями зрения снижены зрительно-двигательные связи, недостаточно развит моторный навык рисования прямых линий фиксированной длины, расположенных в различных направлениях, кругов заданной величины, не сформированы формообразующие, эталонные движения руки [4].
Самостоятельное вычленение свойств и признаков с помощью зрения детям с нарушением зрения не всегда доступно. Восприятие же окружающего мира для его реального отображения требует целенаправленности и осознанности. Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.
Большое значение после проведения диагностики имеет грамотная коррекционная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств.
В рамках пропедевтической работы можно использовать дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами «Найди сходство и различие», «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения», «Найди другую половину изображения, предмета».
Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приемами «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильнее, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение».
Таким образом, у детей с нарушением зрения при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного положения предметов возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук. Поэтому большое значение имеет правильное развитие мелкой моторики с раннего возраста.
Учёные отмечают, что коррекционная работа помогает скорректировать имеющиеся трудности в процессе рисования. Для этого рядом ученых, педагогов и психологов были созданы разнообразные методики и приемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [3].
Список литературы
1. Казакова, Т.Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада» [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с., ил., 8 л. Ил.
2. Лебедева, Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие)» [Текст] / Е.Н. Лебедева. – М.: Классике Стиль, 2004. – 71 с: ил.
3. Плаксина, Л.И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования» [Текст] / Л.И. Плаксина. – М., 1991. – 44 с.
4. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: дис. …кан. пед. наук : 13.00.03 : защищена 09.06.10: утв. 17.12.10 / Осипова Лариса Борисовна. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2010. – 210 с.