Е. А. Лебедева, Л. М. Лапшина

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ УЧАЩИХСЯ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Мышление – это высший познавательный психический процесс; порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности [4].

В современной психологии выделяют три основных вида мышления наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; при этом последнее является высшим уровнем развития мыслительных процессов, т.к. при словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий [2].

Сегодня проблема развития мышления особенно остро стоит в специальной педагогике, в отношении детей с нарушением интеллекта, т.к. для данного контингента обучающихся достаточный уровень развития мышления – это обязательное условие не только освоения общеобразовательной программы, это еще и способ эффективной социализации [2; 3].

Для изучения особенностей мышления школьников с нарушением интеллекта было проведено собственное практическое исследование, организованное на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида с. Уйское Челябинской области. В исследовании приняли участие учащиеся 7 класса в количестве 7 человек. Все обследованные имеют диагноз F70. Было продиагностировано состояние всех основных операций мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Для этого были использованы классические рекомендованные для изучения особенностей психического развития школьников с нарушением интеллекта методики Л.А. Венгера«Лабиринт»; С.Д. Забрамной «Исключение лишнего» [4].

Анализ исследования показал, что все операции мышления имеют особенности в развитии. Исходя из этого, были выявлены следующие особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта: у них затруднен процесс сравнения, не сформирован приём классификации наглядно представленных объектов, затруднен приём сериации по количеству изображённых предметов.

Полученные данные можно интерпретировать с помощью данных научной литературы [2; 3; 4] как низкое развитие аналитико-синтетической деятельности, преобладание анализа над синтезом, успешность мысленного анализа зрительно воспринимаемых предметов у испытуемых данной группы зависела от их сложности и последовательности предъявления.

В проведения исследования детям с нарушением интеллекта требовалось гораздо больше помощи. Также у них были отмечены затруднения процесса восприятия и формирования целостного образа, выделение существенных признаков, затруднена ориентировка в пространстве, все это приводит к трудностям: при опознавании рисунков, замедленности обзора, неточности, пропуске деталей изображения, нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Общий анализ результатов исследования показал, что уровень развития всех обследованных операций мышления характеризуется общими особенностями, описанными [2; 3; 4] для детей данной категории - снижение уровня развития всех мыслительных операций, выражающееся:

- в снижении скорости включения ребенка в выполнение задания;

- в трудности понимания и принятия задания (возможность методической ошибки при дачи задания исключается, т.к. задание было дано опытными олигофренопедагогами);

- в большом количестве ошибок, допущенных при выполнении диагностических заданий;

- в том, что более сложные операции мышления (сравнение, классификация) имеют более выраженные показатели недоразвития.

Полученные результаты обследования состояния мыслительных операций у школьников с нарушением интеллекта станут основой для составления программы коррекционно-развивающей работы на уроках.

Список литературы

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

2. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.

3. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) [Текст] / М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1959.

4. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М. : Медицина, 1970. – 215 с.

М. С. Минаева, Л.Б. Осипова

Наши рекомендации