Проблема формирования коммуникативно-речевых компетенций у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью
В отечественной психологии и педагогике общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
Решающими факторами становления общения ребенка считают его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, которая достигнута ребенком на данном этапе развития.
Ряд исследователей А.В. Рузская, М.И. Лисина и другие считают, что при недостаточном общении ребенка со взрослым темп развития речи и других психических процессов замедляется. У детей раннего возраста с отклонениями в речи не сформированы коммуникативно-речевые компетенции, то есть речь и действия взрослых не всегда являются для них адекватным способом передачи информации, общественного опыта. Во многих ситуациях деятельности и общения ребенок не может сформулировать и с помощью речи и жестов передать свои мысли, личные переживания, что препятствует осуществлению полноценного общения и выражается в снижении потребности в общении – особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Для того чтобы избежать подобной ситуации, мы говорим о формировании коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Дети раннего возраста находятся в самом начале пути формирования коммуникативно-речевых компетенций. Подходя к изучению вопроса формирования коммуникативных компетенций детей раннего возраста, необходимо определить, какие важные новообразования возникают в данном возрасте. Л.С. Выготский отмечает, что центральным новообразованием детей раннего возраста является развитие основ отношения человека к человеку, то есть основ социальных отношений. В рамках нашего исследования нам необходимы понятия как неречевой, так и речевой коммуникации, так как у ребенка раннего возраста в онтогенезе три категории средств общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, лишь затем появляются речевые средства общения. Речевое общение происходит по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических (графических), лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения (правил речевой коммуникации). Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога.
Передача основных смыслов, кодов невозможна без языка – основного средства общения. Современная лингвистика рассматривает коммуникативную компетенцию как нормативные знания семантики языковых единиц разных уровней, овладение механизмами построения и перефразирования высказываний, умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой ситуацией, включающей параметры адресата, места, времени и условий общения.
То есть в контексте исследуемой нами темы под коммуникативно-речевой компетентностью детей раннего возраста мы будем понимать – опыт самостоятельной коммуникативной деятельности детей на основе универсальных знаний и умений (предметно-действенных, а в последствии речевых средств общения со взрослым). Это в дальнейшем научит ребенка «умению общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи».
Мы проводили наблюдение за детьми раннего возраста (2-3 лет) с отклонениями в развитии речи. Дети экспериментальной группы не всегда понимают обращенную к ним речь взрослого, а соответственно не проявляют интереса к словам и действиям взрослого. Они остаются на ситуативно-личностной форме общения, присущей детям до 1 полугодия жизни (по М.И.Лисиной). Они ждут от общения со взрослым только удовлетворения потребности в доброжелательном внимании. У таких детей не возникает потребности в ситуативно-деловом и внеситуативно-познавательном общении. То есть ребенок не удовлетворяет главную потребность, связанную с общением – познание себя и окружающего мира, что приводит к серьезным проблемам на пути их развития.
Полученные данные наблюдений убеждают нас в необходимости планомерных занятий, направленных на развитие коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи. В необходимости разработки комплекса психолого-педагогического сопровождения по усилению коммуникативной направленности игровой и учебной деятельности.
Список литературы
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: Метод. пособие для воспитателя / А. Г. Арушанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,2005. – 128 с.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Спб.: СОЮЗ, 1999. – 224 с.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
4. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
5. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ,1989. – С. 84
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 418 с.
7. Рябцева, О. М. Сущность понятия «коммуникативная компетенция» [Текст] / О. М. Рябцева. // Известия Таганрогского государственного радиотехнического ун-та. Специальный выпуск. – 2006. – № 9-2. – С. 136-138.