Особенности моторного развития
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Одним из важных аспектов развития дошкольника является его общее моторное развитие. Вместе с тем, именно дошкольный возраст является сенситивным для развития всех моторных качеств и умений. Из этого следует, что проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию моторики детей 5–7 лет не теряет своей актуальности. Не менее актуальной является проблема моторного развития детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.
Изучением особенностей моторного развития детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги. Широкое распространение получили работы А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.А. Любиной, А.М. Матюшина, Г.А. Мишиной, Е.А. Стребелевой и др. Авторы утверждают, что движение способствует познанию мира и полноценному развитию ребенка.
По данным российской педагогической энциклопедии моторика (лат. мotus – движение) – двигательная активность организма или отдельных органов [2].
В психолого-педагогической литературе моторикой принято называть разнообразные движения тела, рук и ног [1].
Общее моторное развитие ребенка включает полноценное физическое развитие, развитие всех моторных качеств и умений, развитие мелкой моторики рук.
Всю двигательную деятельность А.С. Большаков, Л.В. Филиппова условно разделили на две группы: крупную, или общую моторику, и мелкую, или тонкую моторику. К крупной моторике, по их мнению, относиться двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Под тонкой (мелкой) моторикой авторы понимают высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой.
Анализ исследований психологов и педагогов, занимающихся проблемой моторного развития детей, позволил установить, что мелкая моторика рассматривается и как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Е.С. Рапацевич к области мелкой моторики относит большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Необходимость развития активных движений ребенка дошкольного возраста получила широкое научное обоснование в работах Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной, Л.С Сековец и др. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции движения (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев, А.Р Лурия, Л.А. Новиков и др.).
Известно, что дети с нарушениями зрения имеют определенную специфику развития, в том числе и моторного. Отставания в моторном развитии проявляются у них уже с первых месяцев жизни [3].
Изучив исследования М.И. Земцовой, Л.Б. Осиповой, Л.С Сековец, Л.И. Солнцевой, и др., мы можем утверждать, что нарушения зрения сопровождаются нарушением моторного развития на всех этапах постнатального развития ребенка. Имеющиеся литературные данные о исследовании особенностей физического (моторного) развития детей с нарушениями зрения указывают на то, что у них наблюдаются существенные отклонения в физическом (моторном) развитии.
Так, Б.В. Сермеевым при обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями зрения выявлено, что антропометрические показатели детей с нарушениями зрения несколько ниже, чем у, нормально видящих [4].
Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.А. Семенова, Л.И. Солнцевой, и др., тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Дети с нарушениями зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, движение рук и ног не согласованно, темп не равномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется равновесие [4].
Оценка уровня моторного развития ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения – одна из актуальных задач современной дефектологии. В настоящее время выделяют пять двигательных качеств (гибкость, быстрота, выносливость, сила и ловкость), для каждого из которых разработаны методы их оценки. Также известны методики измерения общего моторного развития и развития мелкой моторики. Изучением данной задачи занимался большой круг педагогов и психологов.
Методики разработанные рядом авторов (Е.В. Андрющенко, О.В. Домнина, О.В. Кабанова, Л.В. Мясникова, Л.Б. Осипова, Л.А. Ремезова, Л.Н. Ростомашвили, Л.С. Сековец, Е.А. Стребелевой и др.) позволяют выявить особенности двигательной сферы, нарушения всех типов движений, недоразвитость всех моторных качеств и навыков, нарушенное развитие мелкой моторики пальцев рук, обнаружить недостатки, усугубляющие вторичные отклонения, установить неблагоприятное влияние на формирование основных и жизненно необходимых движений и т.д.
Большое значение после проведения диагностики имеет грамотная коррекционная работа, которая будет способствовать всестороннему моторному развитию ребенка [3].
Как указывают Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.С. Сековец и др., большое внимание в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями зрения необходимо уделять развитию таких моторных качеств как быстрота, сила, ловкость, выносливость, координация.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что коррекционная работа по моторному развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения может осуществляться по разнообразным направлениям (Л.С. Сековец, Б.В. Сермеевым, Л.Н. Ростомашвили). Это может быть гимнастика, ЛФК, ритмика, занятия на тренажёрах, массаж, подвижные игры, прогулки и т.п.
Большое значение в коррекционной работе имеет преемственность в работе воспитателя и медицинских работников, так как врачебно-педагогический контроль играет важную роль в проведении коррекционных занятий по моторному развитию.
Ведущие специалисты в области физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения подчеркивают значимость физкультурного оборудования для успешного решения задач моторного развития.
Эффективны в преодолении нарушений моторного развития прогулки, подвижные игры для детей с нарушениями зрения, которые имеют огромное значение не только как средство развития сохранных функций, но и навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, лазать и т.д.
Л.С. Сековец говорит о необходимости использования физкультминутки на занятиях с детьми с нарушениями зрения для усиления эффективности физического развития детей [3].
Подводя итог, мы можем утверждать о том, что моторика является неотъемлемой частью развития каждого ребенка, а особенно дошкольника с нарушениями зрения. Поэтому большое значение имеет правильное моторное развитие с раннего возраста. Для этого рядом ученых, педагогов и психологов были созданы разнообразные методики и приемы развития обшей и мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Список литературы
1. Никандров, В.В. Психомоторика: Учеб. пособие [Текст] / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2004. – 86с.
2. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогический словарь: Т. 1 [Текст] / Е.С. Рапацевич. – М.:.Современное слово, 2006. – 928с.
3. Сековец, Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Ю.А. Николаева, 2001. – 168с.
4. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.