Особенности развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

Понятие «эмоционально-волевая сфера» занимает место в проблемных полях таких наук как педагогика и психология. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).

Понятие «эмоционально-волевая сфера» находится на пересечении понятий «эмоции» и «воля», которые требуют рассмотрения.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).

Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними [2; 4].

В этих аспектах рассматриваются такие понятия как настроение, стресс, фрустрация, страсти.

В дошкольном возрасте проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; ему свойственен более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия. Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Аффект – первое звено в цепочке реакций. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конкретного результата [4].

В рамках наших интересов необходимо рассмотреть особенности развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).

О.В. Защиринская, рассматривая эмоциональные особенности детей данной категории в соответствии с классификацией задержки психического развития К.С. Лебединской, выделяет следующие характерные черты эмоциональной сферы, присущие разным группам детей с ЗПР.

1. ЗПР конституционального происхождения (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга) – эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются гипертемия, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

2. ЗПР соматического происхождения (причина – перенесение ребенком соматического заболевания) – эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. Признаками эмоциональной незрелости являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности.

3. Психогенная форма ЗПР (причиной является педагогическая запущенность) – эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

- по типу психической неустойчивости - встречается в условиях гиперопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;

- по типу «кумира семьи» – в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;

- по невротическому типу – в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения (причинами этой формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни) – у детей отмечается замедление смены возрастных фаз психического развития (запаздывание формирования двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности) часто имеет место уже в дошкольном возрасте. При органическом инфантилизме отсутствует живость и яркость эмоций. Характерны недостаточная дифференцированность, слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Выраженная внушаемость нередко отражает органический дефект критики. Игру характеризует бедность воображения и творчества, преобладание двигательной расторможенности [1; 3].

Замедление формирования познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза в значительной мере связано с нейродинамическими расстройствами. Сюда в первую очередь относятся церебрастенические явления – повышенная утомляемость, играющая большую роль в нарушениях работоспособности, памяти, внимания, других высших психических функций, замедление темпа интеллектуальной деятельности при быстром нарастании усталости.

При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Одной из важных характеристик личности ребёнка с ЗПР является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У детей с ЗПР наличие в эмоциональной сфере грубых изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств ребёнка с ЗПР, их формирование и воспитание имеют столь важное значение [1; 3].

Как и все другие дети, дети с ЗПР на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [4].

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

Это объясняется тем, что у таких детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка с ЗПР не происходит формирование социальных чувств [1; 3].

Для эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя». То есть переживания детей с ЗПР примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем, наряду с поверхностью и непрочностью ребёнку с ЗПР присуща живость эмоций (приветливость, доверчивость, оживленность). Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Кроме того, у детей с ЗПР часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Слабость мысли, интеллекта и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Таким образом, мы выяснили, что эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития обладает специфическими особенностями. В дальнейшей работе нам предстоит изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития на практике, что позволит определить основные направления коррекционной работы с ними.

Список литературы

1. Борякова, Н. Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» [Текст] / Н. Ю. Борякова. // Дефектология. – 2003. – №1. – С. 10.

2. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М. Э. Вайнер. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

3. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 464 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.

М. Е. Якимова, С. Г. Щербак

Наши рекомендации