Диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения (Л.С. Выготский).

Характеристике диалогической и монологической речи большое внимание уделяется в работах зарубежных и отечественных психологов.

Т.Г. Винокур определяет диалог как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, в котором участвуют два или несколько участников, обменивающихся речью. Особенностью диалога, в отличие от монологической речи, он считает более или менее быстрый темп речи, наличие реплик; сравнительная их краткость, лаконичность и эллиптичность построений.

Особенностям развития диалогической речи посвящены психологические исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Авторы считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы.

Развитие диалогической речи в онтогенезе – это сложный многоступенчатый процесс. Последовательное и правильное формирование этого процесса обеспечивается в ходе общения и коммуникативной деятельности на основе биологических и социальных предпосылок. Нарушения или искажения основных этапов этого процесса могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей дошкольного возраста (Л.Г. Соловьёва).

У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Недостаточное фонетическое и грамматическое оформление речи этих детей делает её малопонятной и неразборчивой.

Нами были изучены особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для экспериментального исследования мы выбрали методику Р.И. Лалаевой при помощи, которой определили уровень развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В эксперименте приняло участие 5 детей с ОНР 3 уровня в возрасте 5 лет.

В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Результаты показали, что характер языкового оформления ответа в основном соответствует ситуации изображенной на картинке, но дается в форме слова или одним словосочетанием.

При этом отмечаем, у детей (2 ребёнка) уже формируется достаточный уровень речевой активности. Они устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, своевременно вступают в диалог и стремятся поддерживать тему разговора соблюдая очередность. В их речи уже появляются вопросы делового и познавательного характера, но в речи используются только 2-3 формы вопросов, не всегда присутствуют ответа на вопросы сверстников.

У детей с низким уровнем сформированности диалогической речи (3 ребёнка) наблюдается недостаточное развитие умения устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. У них отмечается стереотипный способ общения. Вопросы детей однообразны. Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда могут оставить без ответа вопросы, как взрослых, так и сверстников. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.

Итак, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня не овладевают самостоятельно диалогической речью. Диалогическая речь детей в основном состоит от 2 до 4 слов. Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других. Часть детей малоактивна и малоразговорчива в общении со сверстниками, не проявляют любознательности в диалоге, не задают дополнительных вопросов, полностью сосредоточены на текущей задаче построения фраз с целью общения. Нередко они невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Дети могут вступить в разговор, но не всегда готовы поддерживать его. Им трудно дается завершение разговора, делать выводы, заключения, ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его.

Исходя из выше сказанного, мы считаем, что для развития полноценной диалогической речи детей необходимо особое внимание уделять развитию коммуникативных умений детей.

Основной целью логопедической работы по развитию диалогической речи детей с ОНР 3 уровня является развитие умения строить диалог: спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать на основе использования разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией.

Развитие навыков диалогической речи у детей с ОНР представляет собой комплексную многоаспектную длительную работу, которая является частью логопедической работы.

Список литературы

1. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. – М.: 2004.

2. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография [Текст] / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьёвой. – Архангельск : Поморский университет, 2009. – 403 с.

3. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей : избранные труды [Текст] / Р. Е. Левина // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.

Г. А. Хусаинова

научный руководитель Е.В. Плотникова

ст. преподаватель кафедры СПП и ПМ

Наши рекомендации