Особенности наглядно-образного мышления младших школьников с нарушением интеллекта
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущения и восприятия (цвет, звук, форма и др.), а также такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно, т.е. посредством мышления. Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет [1].
В классической психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с нарушением интеллекта является, прежде всего, нарушение его познавательной деятельности, связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельностью. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания [2; 4].
Значительное количество исследователей в области олигофренопсихологии (А.А Люблинская, Ю.Т. Матасов, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций у учащихся коррекционных школ. Только прочное знание этих особенностей и детальное понимание их механизмов станет основой для выстраивания эффективной коррекции недостатков мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития [1; 2; 4].
Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка (как с нормальным умственным развитием, так и с нарушением интеллекта) ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей [1]. Поэтому данная тема очень актуальна.
Целью начального этапа исследования было теоретическое изучение и характеристика особенностей наглядно-образного мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме, была определена теоретическая база исследования – учение С.Л. Рубинштейна о мышлении как основе психической деятельности человека. По мнению автора «мышление лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков; без него невозможно понять основы формирования сознания, подсознания» [3].
Более детальный анализ структуры мышления позволил выделить основные его операции, это: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация. Все эти операции мышления не существуют изолированно друг от друга, они неотделимы одна от другой. Но та или иная операция мышления может преобладать над другими в данный конкретный момент времени, в зависимости от вида интеллектуальной деятельности, осуществляемой субъектом.
Следует так же отметить, что мышление во всех его формах очень важно для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет оно в начале жизни ребенка [1]. Поэтому изучение мышления детей – всегда актуальная проблема психолого-педагогической науки. Данная проблема еще больше актуализируется, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта.
Дети с нарушением интеллекта (особенно легкой степени) в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия и осмысления этого мира малоактивен. Ребёнок с нарушением интеллекта не может самостоятельно получить какие-либо сведения об окружающем мире, его наблюдения преимущественно поверхностны, во многом этому препятствует нарушение наглядно-образного мышления [2].
Для подтверждения данных положений на практике было проведено собственное исследование, которое было организовано на базе СКОУ VIII вида №7 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие младшие школьники с нарушением интеллекта в количестве 20 человек. Все обследованные имеют диагноз F70.
Цель экспериментальной работы – выявление состояния наглядно-образного мышления младших школьников с нарушением интеллекта. Для этого были исследованы основные операции мышления, наиболее активно задействованные в учебном процессе: способность к систематизации в мышлении, способности анализировать и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями на наглядном материале, умение обобщать и выделять в предмете существенные признаки. После определения уровня сформированности отдельных операций, был выявлен общий уровень развития наглядно-образного мышления (через суммирования результатов отдельных методик).
Для достижения выше обозначенной цели был использован комплекс диагностических методик: «Методика цветных прогрессивных матриц Дж. Равена», «Четвертый – лишний», «Сюжетные картинки». Данные методики в ходе предъявления учащимся были методически адаптированы к возможностям детей [2; 4].
Анализ полученных результатов показывает, что подавляющее большинство обследованных детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления. Это касается как отдельных операций, так и всего процесса мышления. Учащиеся затруднялись не только назвать критерий исключения четвертого лишнего, но и выявить сам лишний предмет.
В серии сюжетных картинок смысловой сюжет также «раскрывался не всегда», имели место перестановки смысловых этапов в нелогическую последовательность.
Результаты данного исследования в целом согласуются с результатами исследования классиков олигофренопсихологии [4]. С.Я. Рубинштейн называл эти характеристики мышления детей изучаемой категории тугоподвижностью, которая проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний.
Проведённое обследование позволило выявить довольно низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта. Полученные в ходе данного исследования результаты свидетельствуют о том, что с младшими школьниками СКОУ VIII вида следует проводить специально организованную целенаправленную коррекционную работу по развитию всех операций наглядно-образного мышления.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский: Собр. соч. в 6 т. – Т. 2. – М., 1982. – 361 с.
2. Матасов, Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ю. Т. Матасов. – Л., 1986. – 73 с.
3. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М., 1958. – 142 с.
4. Рубинштейн, С. Я. психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1979. – 163 с.