Особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В детском саду рисование (то есть, создание рисунка) занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основными задачами обучения рисованию являются формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами, развитие наблюдательности, воспитание чувства прекрасного [3].

Для изучения особенностей рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), нами были изучены рисунки и процесс рисования в старшей группе нормально развивающихся детей (5-6 лет) и в старшей коррекционной группе(5-6 лет). Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 84, I и II ДО г. Челябинска.

Детям было предложено декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки «Дымковская барышня» и сюжетное рисование на тему «Зимний пейзаж». Далее был проведен анализ детских рисунков, с использованием критериев, разработанных автором «Программы воспитания и обучения в детском саду», Комаровой Т.С. Анализ продуктов изобразительной деятельности включает в себя: содержание изображения (полноту изображения образа), передачу формы, выделение особенностей строения изображения, передачу пропорции, композицию, передачу движения, выбор цветовой гаммы. Анализ процесса изобразительной деятельности подразумевает изучение характера линии, регуляцию деятельности, т. е. отношение к оценке взрослого, самооценку, эмоциональное отношение к деятельности, уровень самостоятельности и творчество [1].

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

Специфика рисунка детей с ЗПР проявилась в виде статичности, бедных деталями изображениях, стереотипности, отсутствии композиции, нарушении пропорций изображаемого, отсутствии творческого воображения (рисунок 1, 2). В отличие от детей с нормой, дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».

Трудности в реализации образа в соответствии с замыслом обусловлены недостаточной сформированностью аналитико-синтетической деятельности мышления. Дети с ЗПР при анализе предмета или явления называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью, что затрудняет построение и восприятие целостного образа. Дети испытывают трудности в построении взаимосвязей между предметами и явлениями. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность образных действий.

В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей, наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании объектов и их расположение на листе.

особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru

Софья А., 5лет Саша Ц., 5лет Кирилл Б., 5л.3 мес. Максим Б., 4г.10 мес. Элина А., 5л.5 мес.

Рис.1 Декоративное рисование: рисунки детей с нормой

особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru особенности рисования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - student2.ru

Маша Р., 6 лет Женя Б., 5л.5 мес. Аня Г., 5л.9 мес. Артем С., 5л. мес. Миша Ф., 5л.10 мес.

Рис. 2 Декоративное рисование: рисунки детей с задержкой психического

развития

Дети с нормой стараются использовать всю рабочую поверхность листа, тогда, как дети с ЗПР выбирают определенный угол или полосу.

Сюжетное рисование затрудняет ограниченность образов, представлений. Несформированность самоконтроля не позволяет в процессе декоративного рисования уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение общей и мелкой моторики затрудняет использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности, как следствие мы видим неровные, нечеткие линии, чрезмерный нажим или наоборот рисунок едва различим.

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых, дети с задержкой психического развития очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами, тогда как для детей с нормой важен собственно результат, продукт их деятельности.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Следовательно, необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь необходимо превратить такое обучение в осознанное и интересное для ребенка дело [2].

Список литературы

1. Комарова, Т. С. Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет [Текст] / Т. С. Комарова. // Обруч. – 2007. – №1. – С. 24-27.

2. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной отсталости [Текст] / Е. А.Екжанова. – СПб. : Сотис, 2002. – 256 с.

3. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. Б.Косминская [и др.]. – М. : Просвещение, 1977. – 253 с.

Наши рекомендации