С задержкой психического развития в условиях реализации фгос
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить образовательные программы. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким стандартам образования. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила нас заняться этой работой.
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи этим детям в освоении образовательных программ, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предмету с учетом возможностей ребенка.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью младших школьников. Она определяет уровень психического развития, а также становления личности в целом. Поступающим в школу детям с ЗПР свойственен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класс массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР характерна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире, что обусловлено неполноценным восприятием, не обеспечивающем усвоение достаточной информации.
Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму.
У всех детей с ЗПР наблюдается снижение памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости учащихся с ЗПР.
У детей с ЗПР значительно снижена познавательная активность, что проявляется в недостаточной любознательности. Такие дети медлительны, пассивны, речь их замедлена. Они не готовы к решению познавательных задач, т. к. не обладают сосредоточенностью и собранностью. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей данной категории мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерно неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи. У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановку букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей с ЗПР характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Существенное значение, для коррекции недостатков усвоения программы в соответствии с ФГОС детьми с ЗПР, имеют тщательно продуманные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые вынесены за сетку основного расписания. Для детей с ЗПР принципиально важным является чередование умственного напряжения и разрядки, организация систематических наблюдений, формирование приемов мыслительной деятельности. При решении коррекционных задач в обучении предусматривается значительная расчлененность и строгая поэтапность преподнесения учебного материала, увеличение объема тренировочных упражнений, создание системы повторения пройденного материала для формирования устойчивых учебных интересов.
Список литературы
1. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, И. А. Ципиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
2. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Защиринская // Хрестоматия : учеб. пособие для студентов факультета психологии. / Сост. О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2004. – 432 с.
3. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская. // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15 – 27.
4. Сафронова, И. А. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / И. А. Сафронова. – М .: Просвещение, 2012. – 48 с.