Диагностика уровня социального развития личности школьника

Разработанные Н. И. Монаховым критерии социального разви­тия личности школьника служат как бы идеальным образцом, выражают высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления, их можно рассматривать как норму воспитанности.

Поскольку критерии оценки воспитанности имеют не только теоретическое значение, но предназначены главным образом ДЛЯ использования в массовой практике, число признаков должно быть ограничено определенными разумными пределами. Для решения этого вопроса важно иметь в виду, сколько всего уровней разви­тия каждого качества целесообразно выявлять и фиксировать. ЧеМ больше число уровней, тем, естественно, подробнее должны быть

критерии, отражающие все уровни, и тем большее число призна­ков они должны содержать.

В принципе уровней воспитанности по каждому качеству мо­жет быть как минимум два и как максимум неограниченное коли­чество. Совершенно очевидно, что максимум в данном случае не­реален; значит, оптимальным может быть число уровней от двух и более. Если, например, принять два уровня, то один из них имеет смысл считать высшим, соответствующим критерию, а второй — низшим, отражающим минимальное развитие качества. Однако на практике часто приходится встречать школьников, для кото­рых характерен средний уровень воспитанности. Таким образом, можно говорить о трех уровнях, что соответствует трем оценкам поведения учащихся, применяемым в школе.

Используя в процессе изучения эффективности воспитания школьников три уровня, педагог имеет возможность получить необходимые сведения для обоснованного планирования и орга­низации последующей воспитательной работы в классе. Напри­мер, наличие высокого уровня воспитанности по тем или иным показателям позволит ему сосредоточить свои усилия в других направлениях, низкий уровень воспитанности потребует углуб­ленной, в том числе и индивидуальной, работы с учащимися, а в случае преобладания среднего уровня целесообразно проводить фронтальную или групповую работу.

Необходимо подчеркнуть, что уровням воспитанности имеет смысл давать именно конкретно-содержательные наименования (например, высокий, средний, низкий), так как цифровые или им подобные обозначения, будучи абстрактными, не дают реаль­ного представления о явлениях, связанных с воспитанием, непо­нятны школьникам и поэтому затрудняют их практическое ис­пользование.

Исходя из того что выявление воспитанности предполагает наличие трех уровней, критерий должен включать не менее трех признаков, поскольку меньшее их число делало бы невозможным применение трехбалльной оценки. Максимальное же число при­знаков при этом может быть любым, лишь бы они отражали суть соответствующего качества — показателя воспитанности. Тем не менее опыт свидетельствует, что максимум признаков должен составлять не более шести, потому что в противном случае крите­рий был бы слишком громоздким. Применительно к условиям вос­питательной работы со школьниками это число признаков впол­не достаточно.

Таким образом, если критерий представляет собой максималь­ную условную единицу измерения воспитанности школьника, то каждый признак является как бы минимальной условной еди­ницей. Конечно, различные признаки, характеризующие тот или иной показатель, неравнозначны между собой; однако, поскольку

уравнивание этих признаков невозможно, приходится с извест­ной долей приближения рассматривать их как равнозначные.

Подобный подход к проблеме выявления воспитанности школьников обусловливает следующее решение вопроса об оп­ределении ее уровней. Высокий уровень развития того или иного качества личности, служащего показателем воспитанности, ха­рактеризуется проявлением всех признаков, свойственных этому показателю. Средний уровень констатируется при наличии поло­вины или более половины признаков соответствующего крите­рия. Низкий уровень отличает проявление менее половины при­знаков от общего числа, раскрывающего критерий, или их от­сутствие.

Рациональная организация работы по диагностике уровня со­циального развития школьников предполагает широкое исполь­зование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетиро­вание, изучение личных дел учащихся и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.

Вместе с тем успешное применение любого диагностического метода предусматривает учет ряда положений. Прежде всего важ­но иметь в виду, что процесс диагностики уровня воспитанности учащихся не самоцель, а действенное средство повышения эф­фективности воспитательного процесса: затраченные на такую работу время и силы окупаются успехами в обучении и воспита­нии школьников.

Метод коллективной экспертной оценки как основной диаг­ностический метод начинают применять с III класса. В I—II клас­сах применяют метод беседы об основных качествах воспитанно­сти и признаках их проявления.

На начальном этапе педагог готовит специальную беседу о том качестве, которое является предметом диагностики. В содержание беседы должны быть включены следующие моменты: значение данного качества для человека (школьника), как оно проявляется и в чем выражается это проявление, как практически можно оце­нить это качество. Примерные образцы бесед (планы, конспекты) представлены в приложении. В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оце­ночном листе, записывая против фамилии каждого ученика сво­его класса условно принятые буквы: в, с, н (высокий, средний, низкий). Окончательная экспертная оценка данного социально­го качества определяется как среднее арифметическое значение оценок всех учащихся класса (кроме одного, на которого подсчитывается), потому что он сам себя не оценивает. Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уро­вень к количественному выражению: в — 3 балла, с — 2 балла и н — 1 балл. Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту в цветовом оформлении по шкале, идентичной той, которая приведена для работы с табли­цей 15 на

Материалы диагностических карт для анализа и оформления заключений могут быть обработаны методами математической ста­тистики и представлены в виде проранжированных таблиц, а так­же проиллюстрированы построением распределения сгруппиро­ванных частот, гистограмм и графиков, как это было описано в разделе 4.2.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывается в понятие «социальное развитие человека»?

2. По каким показателям можно судить об уровне социального развития школьника?

3. Как осуществляется диагностика уровня социального развития личности школьника?

4.Как оформляется диагностическая карта, характеризующая уровни развития социальных качеств учащихся определенного класса?


Наши рекомендации