Глава 6. андрагогические основы профессионального развития личности. организация педагогического контроля в высшей школе
6.1 Закономерности перехода от детской модели обучения к взрослой. Андрагогические задачи этапа базовой подготовки
Андрагогические основы профессионального развития за-кладываются в момент перехода личности из системы школь-ного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других в колледже или профессионально-техническом училище. Профессиональ-ное становление личности происходит на уровне начального, среднего, высшего образования, в ходе повышения квалифика-ции, переобучения (переподготовки по новой специальности), самообразования.
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость в разделении этого процесса периода на периоды, стадии.
Наиболее известной в России является периодизация разви-тия человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым.
Стадия предыгры (от рождения до3лет),когда происходитосвоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся ос-новой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
Стадия игры (от3до6–8лет),когда происходит овладениеосновными «смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, вра-ча, продавца, учителя). Возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло, когда ребенок уже не мог непосред-
ственно осваивать труд тогда, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.
Стадия овладения учебной деятельностью (от6–8до11–12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа способности планировать свою деятельность
и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планиру-ет свое время выполнения домашнего задания, преодолевая
желание погулять; расслабиться после школы.
Стадия «оптации» (от11–12до18лет).Это стадия подго-товки к жизни, к труду, сознательного выбора и планирования профессионального пути соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. В ситуации «оптанта» может оказаться и взрослый человек, например безработный; эта стадия указывает на си-
туацию выбора профессии.
Стадия адепта –это профессиональная подготовка,кото-
рую проходит большинство выпускников школ.
Стадия адаптанта – вхождение в профессию после завер-шения профессионального обучения, продолжающаяся от не-
скольких месяцев до 2–3 лет.
Стадия интернала –это вхождение в профессию в качествеполноценного коллеги, способного стабильно работать на нор-мальном уровне. Это стадия, когда коллеги воспринимают ра-
ботника как «своего среди своих».
Стадия мастера –когда о работнике можно сказать,что онлучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно вы-
деляется на обычном фоне.
Стадия авторитета означает,что работник стал лучшимсреди мастеров. Естественно, не каждый работник может дос-
тичь этого уровня.
Стадия наставника –высший уровень работы любого спе-циалиста. Эта стадия интересна тем, что работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но
и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам
и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Профессиональная подготовка должна подчиняться сле-
дующим основным принципам:
1) заинтересованность обучаемого в результатах;
2) подкрепление обучения вознаграждением;
3) сочетание обучения с практикой;
4) осмысленное усвоение учебного материала;
5) сочетание традиционных и современных методов обучения;
6) контроль знаний и корректировка обучения;
7) приближенность теории к реальной рабочей обстановке;
8) обеспеченность процесса обучения материальной и тех-нической базой.
Именно в период базового профессионального обучения должен осуществиться переход от «детской» педагогической модели обучения к андрагогической (взрослой). Только в этом случае молодой человек сможет обрести подлинно субъектную позицию в своем профессиональном развитии.
В зависимости от выбираемой преподавателями и образо-вательным учреждением стратегии и форм организации обуче-ния этот переход осуществляется с той или иной степенью ин-тенсивности или не происходит вообще.
Профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:
– приобретение конкретных умений и навыков, позволяю-щих выполнять локальные операции и действия, решая тем са-мым отдельные практические задачи;
– освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;
– накопление (обновление) теоретических сведений, осу-ществляемое фрагментарно либо системно;
– формирование профессионально-личностных установок, ценностей.
Для того чтобы обучение шло в логике образования взрос-лого человека, в педагогическом процессе должны быть по-ставлены и решены следующие задачи:
– формирование установки на субъектную позицию в про-цессе профессионального становления;
– овладение логикой продвижения в профессии;
– предъявление будущему специалисту эталонных моделей профессионального поведения, деятельности, отношений, слу-жащих ориентиром для самооценки и самосовершенствования;
– формирование в ходе обучения опыта партнерства, со-трудничества;
– стимулирование процессов самовоспитания, ориентиро-ванного на осознанную наработку и закрепление необходимых
в профессии личностных качеств и характеристик;
– передача андрагогических умений и навыков, ориентиро-ванных на самопознание и работу с собой;
– создание комплексных предпосылок к непрерывному об-
разованию.
Формы обучения, которые наиболее целесообразно использо-вать при обучении взрослых.
В выборе учебного метода для использования в программах обучения для взрослых важно использовать технику, которая подходит к данной ситуации. Наиболее эффективным в ситуа-ции обучения взрослых является комбинирование различных форм и методов обучения, однако предпочтение должно быть отдано интерактивным формам (таблица 2).
Таблица 2 – Различные формы обучения
Форма обучения | Краткая характеристика формы обучения | ||
Ситуационные | Проблемное задание, в котором обучающемуся | ||
задания (кейсы) | предлагают осмыслить реальную профессио- | ||
нально-ориентированную ситуацию, необходи- | |||
мую для решения данной проблемы. При изуче- | |||
нии конкретных ситуаций студент должен по- | |||
нять ситуацию, оценить обстановку, вырабо- | |||
тать свою линию поведения | |||
Деловая игра. | Моделирование реальной ситуации, в которой | ||
Ролевая игра | будущие специалисты должны не только про- | ||
демонстрировать свои знания, но и проявить | |||
разнообразные компетенции, связанные с их | |||
профессиональной деятельностью (инициатив- | |||
ность, умение находить нестандартные реше- | |||
ния, коммуникабельность) | |||
Круглый стол, | Оценочные средства, позволяющие включить | ||
диспут, дискуссия, | обучающихся в процесс обсуждения спорного | ||
полемика, дебаты | вопроса, проблемы и оценить их умение аргу- | ||
ментировать собственную точку зрения. | |||
Мозговой штурм | Организованная интерактивная коммуникация | ||
студентов, приобщение их к активному поиску | |||
решений поставленной проблемы. Способству- | |||
ет интегрированию накопленной информации | |||
и принятие на этой основе эффективных реше- | |||
ний. Формирует неординарные идеи и дейст- | |||
вия, новые способы поведения | |||
Продолжение таблицы 2
Проект | Конечный проект, получаемый в результате |
(групповой, | планируемый в результате планирования и вы- |
индивидуальный), | полнения комплекса учебных и исследователь- |
в рамках одной | ских заданий. Позволяет оценить умения обу- |
дисциплины, | чающихся самостоятельно конструировать свои |
междисциплинарный | знания в процессе решения практических задач |
и проблем, уровень сформированности иссле- | |
довательских навыков, навыков практического | |
и творческого мышления |
6.2 Развитие профессионально-личностного потенциала в системе повышения квалификации и переподготовки кадров
Современная инфраструктура телекоммуникаций; привет-ствие современной культурой инновационных перемен приво-дят к сокращению жизненного цикла производственных, про-мышленных, управленческих технологий. Технический про-гресс и организационные нововведения, улучшая условия тру-да, предъявили новые требования к уровню знаний и психофи-зиологическим возможностям человека. Современное произ-водство предъявляет требованиям к рабочим кадрам и соответ-ственно системе подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
Применяют пять базовых моделей обучения:
1. Обучение без отрыва от производства в специализиро-ванных учреждениях.
2. Обучение в специализированных учебных заведениях с отрывом от производства.
3. Самостоятельное обучение с аттестацией через экстернат
в специализированных учреждениях.
4. Самообразование без аттестации.
5. Обучение на рабочем месте.
Колледжи, вузы обеспечивают адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики.
Профессиональное обучение на предприятиях обеспечивает:
– адаптацию, облегчая включение человека в новые струк-туры; например, введение в должность или специальность; обу-
чение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации
к новым условиям.
– профессиональную поддержку, состоящую в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями, обучение новым специальностям.
Целями повышения квалификации работниками также является:
– обеспечение эффективного выполнения новых комплекс-ных задач;
– увеличение их инновационного потенциала;
– получение более высокого разряда или адаптации к но-вой технике;
– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;
– приобретение знаний, выходящих за рамки существую-щей должности;
– привитие навыков принятия решений;
– мотивация сотрудника учиться дальше.
Современное трудовое законодательство устанавливает следующие формы обучения работников предприятий: пере-подготовку, повышение квалификации, обучение вторым про-фессиям.
Переподготовка (переобучение) организуется для освоенияновых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специально-стям, а также лицами, выражающими желание сменить профес-сию с учетом потребности производства. Переподготовка необ-ходима при изменении профиля деятельности.
Повышение квалификации –это обучение после полученияосновного образования для уже работающих лиц. Целью повы-шения квалификации является углубление и совершенствова-нии профессиональных знаний, приведении их в соответствие
с требованиями более новой либо более высокой должности; закрепление новых навыков, росте мастерства по имеющейся профессии.
Переподготовка, повышение квалификации, обучение вто-рым профессиям осуществляется посредством спецкурсов на предприятии, вне предприятия, например, в институтах повы-шения квалификации. Обучение также может пройти в виде стажировки в другой организации.
Приветствуется также самообучение персонала, знакомство
с соответствующей литературой, которое заменяет теоретиче-ское образование; наблюдения за работой коллег, выполнения постоянно усложняющихся заданий.
Преимущества повышения квалификации как способа раз-вития работников состоит в его целевой направленности, воз-можности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-груп-повом подходе.
Таким образом, основное назначение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки состоит в обеспечении качественного и высокоэффективного процесса обучения и повышения квалификации работников; в наращи-вании инновационной составляющей деятельности, в форми-ровании у взрослого обучающегося человека системы ценно-стей, связанных с профессиональным ростом и развитием, ока-зание помощи в выстраивании индивидуальной жизненной и профессиональной перспективы.
Обучающие возможности