Глава 4. андрагогика как область

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Предмет андрагогики

В условиях перехода экономики России к рыночным отно-шениям, качественных изменений в сфере науки, техники

и технологий, развития возможностей самореализации лично-сти закономерно происходит усложнение функций и структуры сферы образования взрослых людей. Во второй половине XX в. В сфере образования взрослых сформировались новые принци-

пы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых – андрагогика. Андрагогические основы

и технологические приемы обучения взрослых, находясь в пе-риоде становления и развития, тем не менее, уже оказывают воздействие на всю сферу образования.

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом и имеет греческое происхождение (андрос мужчина, человек; аго-гейн – вести), таким образом, андрагогика – это «ведение взрослого человека».

В Российском педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические

и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» (2003 г., Б. М. Бим-Бад). Как синонимичные в литера-туре используются такие термины как «педагогика взрослых», «теория образования взрослых».

В странах Европы, Америки андрагогика рассматривается как научный подход к процессу учения взрослых. В этом значе-нии андрагогика – наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.

Андрагогика как наука предлагает принципы, методы и сред-ства которые обеспечивают развивающую, социализирующую и адаптирующую роль образования в жизни взрослого человека.

Функцией андрагогики является разработка теоретических

и методологических основ учебной деятельности, помогающих приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения науки и культуры, выявление более действенных методов, способов мотивации в обучении взрослого человека.

За счет синтеза информации о взрослости как качестве, оп-ределяющем структуру и содержание образовательных потреб-ностей, андрагогическое знание позволяет формировать уро-вень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой про-фессионального обучения и повышения квалификации.

Развитие теории и практики обучения взрослых в между-народном опыте прошло несколько этапов. Первым этапом в становления андрагогики можно считать почти столетний период, начиная с середины 30-х гг. XIX в. Для многих стран Ев-ропы и Америки это было время стихийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народ-ных масс), инициированного бурным развитием промышленно-го производства и социальными преобразованиями.

Во второй половине XIX в. в России и за рубежом получают распространение воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки. Появляются публикации, в кото-рых признанные научные деятели высказывают свои сообра-жения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.

В конце XIX в. понятие «обучение взрослых» было выделено в качестве самостоятельного явления, идея самодеятельности взрослого населения в процессе культурно-просветительской работы стала ориентиром в деятельности соответствующих общественных институтах, появляются яркие личности, внося-щие вклад в образование взрослого населения.

Поскольку образование пересекло пределы традиционно установленных возрастных границ, обучение взрослых прочно вошло в практику образовательных учреждений закономерно появились вопросы о том, как учить взрослых.

Возникла необходимость в формировании специальной об-ласти знания, посвященной проблемам образования взрослых.

Оформлению статуса андрагога способствуют создание в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования кафедр соответствующего профиля, разработка

специальных учебных и образовательных программ и откры-тие курсов по подготовке и переподготовке андрагогов, вы-пуск учебных пособий, адресованных «учителям взрослых», рост интереса к различным формам обмена опытом андраго-гической работы.

На рубеже веков вся эта работа в значительной мере коор-динируется на международном уровне в организационном (конгрессы, конференции), исследовательском (научные про-граммы, кросс-культурные исследования), практическом (про-ектная деятельность) планах.

Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать

и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Раз-рабатывая теоретические и методологические основы деятель-ности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравст-венные ориентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека. Она раскрывает прин-ципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирую-щая роль образования. За счет синтеза информации о взросло-сти как качестве, определяющем структуру и содержание обра-зовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, бо-лее обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения ква-лификации. Андрагогическая подготовка делает реальным ре-шение проблемы образования в течение жизни.

Таким образом, линии исторического развития андрагоги-ки как науки, сферы социальной практики и учебной дисцип-лины выстраиваются следующим образом:

– расширение практики образования взрослых и услож-нение социальных и личностных потребностей в сфере обра-зования;

– поиски и формирование государственно-общественных предпосылок и механизмов реализации непрерывности образо-вания на этапе обучения взрослых;

– углубление знания о внутренних закономерностях, обу-словливающих активность и успешность образования взросло-го во все периоды и во всех социальных ситуациях его жизни;

– совершенствование путей интеграции внешних и внут-ренних факторов, обусловливающих эффективность образова-ния взрослого населения;

– интернационализация проблематики образования взрослых. Многие российские ученые рассматривают андрагогику

как самостоятельную науку и научную дисциплину, как об-ласть научного знания и как отрасль педагогической науки (Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров, С. И. Змеёв и др.). Научный кон-текст андрагогического знания определяется рассмотрением таких категорий, как:

– человек (в его целостности на этапе жизнедеятельности, характеризуемом как взрослость);

– взрослость (качество, задающее возрастной и социальный диапазон рассмотрения специфики взрослого человека как субъекта обучения);

– образование (социокультурный механизм целенаправ-ленного развития и формирования человеческого качества (об-

раза) на основе систематизированного в содержательном

и процессуальном отношениях обучения и воспитания);

– образование взрослых (находящийся в контексте непре-рывного образования процесс профессионально-личностного становления человека, осуществляющийся в вариативных формах);

– непрерывное образование (образование, рассматриваемое в соотнесении с целостным пространством жизнедеятельности человека);

– андрагог (общее название для специалистов, содержание работ которых связано со сферой обучения взрослых).

Современное поле исследований в области андрагогики включает:

– изучение образовательных потребностей различных ка-тегорий и групп населения с учетом возраста, пола, социаль-ного статуса, уровня профессиональной подготовки, состоя-ния здоровья;

– изучение и моделирование направлений, форм и функций образовательной деятельности взрослого человека на уровне базового и дополнительного профессионального образования, самообразования, образовательного досуга, просветительской деятельности, духовного развития;

– разработку содержательно-целевого, технологического, кадрового обеспечения системы образования взрослых.

Принципами формирования и развития андрагогического знания являются: интегративностъ, практикоориентирован-ность, гуманитарность.

Таким образом, предмет андрагогики – принципы,методы исредства обучения взрослого человека в контексте его жизнен-ного пути, при этом обучение – есть средство развития способ-ности личности к самореализации и саморазвитию.

Освоение андрагогики как сферы социальной практики пре-дусматривает приобретение профессиональных установок, зна-ний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствую-щих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых.

В России процент взрослых, нуждающихся в дополнитель-ном, профессиональном и общекультурном обучении, постоян-но растет в силу ряда причин:

– компенсация пробелов в базовом общекультурном обра-зовании взрослых (коммуникативные способности, социальная адаптация, владение компьютером и др.):

– расширение наукоемких производств повышает требова-ния к уровню квалификации сотрудников, инициируя повыше-ние их квалификации и переподготовку кадров;

– потребность переобучения людей, потерявших работу;

– необходимость обучения мигрантов находящихся на тер-ритории российского государства для обеспечения трудоуст-ройства;

– необходимость овладения новыми профессиями и соци-ально-психологической адаптации военнослужащих, уволен-ных в запас;

– потребность в непрерывном профессиональном образо-вании и интеграции в общество взрослых инвалидов;

– социальная реабилитация и духовное развитие людей, со-вершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, с по-мощью различных форм образования и просветительства.

Андрагог – это человек, основной профессиональной функ-цией которого является обучение взрослых. Однако андрагоги-

ческую (образовательно-воспитательную) функцию может

и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе «человек – человек».

Основные андрагогические принципы, которые составля-ют теоретические и методологические основы обучения взрос-лых людей:

– принцип систематичности обучения, предусматривающий соблюдение соответствующих целей, содержания, методов, спо-

собов, форм, средств обучения и оценивания его результатов;

– принцип опоры на опыт обучающегося, используемого

в качестве одного из источников их обучения;

– принцип развития образовательных потребностей, со-

гласно которому процесс обучения строится в целях формиро-вания у обучаемых новых образовательных потребностей, ко-торые конкретизируются не только после, но и в процессе дос-

тижения определенной цели обучения;

– принцип актуализации результатов обучения, предпола-

гающий безотлагательное применение на практике приобре-

тенных обучаемым знаний, умений и компетенций;

– принцип индивидуализации обучения, предусматривающий использование индивидуальных образовательных программ, учитывающих конкретные потребности и цели обучения, опыт и исходный уровень подготовки обучаемых, их когнитивные

и психофизиологические особенности;

– принцип эклектичности обучения, означающий предос-

тавление обучающимся определенной свободы выбора целей, содержания, методов, форм и средств обучения, сроков, време-

ни и места обучения, самоооценивания его результатов;

– принцип совместной деятельности, предусматривающий совместную учебную деятельность обучающегося с обучаю-щим-преподавателем, а также с другими обучающимися – кол-

легами по группе;

– принцип контекстного обучения, предусматривающий со-

ответствие профиля содержания и осваиваемых студентами об-разовательных программ предметным областям их производ-ственной деятельности, потребностям их личностного самораз-вития и профессионального становления, успешного выполне-ния их социальных ролей.

4.2 Междисциплинарный характер андрагогики

Андрагогика занимает определенное место в системах че-ловекознания и гуманитарных наук, поскольку объектом ее яв-ляется человек. Андрагогические учения, теории, модели, про-гнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целост-ного и системного знания о человеке, которое синтезируется

педагогикой, психологией, историей, социологией и другими науками о человеке.

Принципы построения андрагогики как учебной дисципли-ны предполагают: междисциплинарность; индивидуально-лич-ностную ориентацию содержания курса; прогностичностъ по отношению к будущей образовательной «судьбе» слушателей.

Научная педагогика возникла в недрах философии. Первы-ми педагогами были философы. В трудах Платона, Аристотеля, Конфуция, Плутарха воплотились педагогические идеи и на-ставления. Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Появ-ляются педагогические трактаты в которых педагоги и фило-софы совместно обсуждали проблемы взаимосвязи теории

и практики обучения и воспитания. С начала XX в. выросло чис-ло педагогических центров, оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе, педаго-гика отделилась от философии, стала самостоятельной наукой, тем не менее, мы говорим о философии как о науке – родона-чальнице педагогики и такого ее ответвления как андрагогика.

Андрагогика, так же как и педагогика, познает и совершен-ствует способы влияния на развитие человека в нерасторжи-мом слиянии природного, общественного, индивидуального. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией об-разования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов.

Предметом педагогики как науки является процесс обуче-ния и воспитания как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. В общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Педагогика как наука представляет собой совокуп-ность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, орга-низации, проектирования и прогнозирования путей совершен-ствования педагогического процесса. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения

и воспитания человека

Специфическим предметом андрагогики является теория

и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывно-го образования.

Андрагогика определяется как теория обучения взрослых, определяющая цели, задачи, содержание, формы и методы обу-

чения и научно обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации, осуществлению педагогического процесса. Можно считать, что объекты наук – педагогики и анд-рагогики в значительной степени идентичны.

При изучении андрагогики может быть использовано все многообразие педагогических методов работы с информацией. Полезно сопровождать процесс изучения материала осмысле-нием механизмов действия этих методов для себя как учащего-ся человека. Ведь позиция андрагога предполагает постоянное использование различных видов самоанализа, таких, как само-тестирование, рефлексия, самооценка, самопроектирование, самокоррекция. Фактически человек, освоивший начала теории образования взрослых, становится «сам себе андрагогом».

Будучи тесно связанной с педагогикой, понятие «андраго-гика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследо-вания. Андрагогическое знание выполняет особую функцию, концентрируясь на проблемах, связанных с обучением в систе-ме взаимодействия взрослых людей.

В таблице 1 приведены обобщенные сравнительные харак-теристики педагогической (обучение детей) и андрагогической (обучение взрослых) моделей обучения.

Таблица 1 – Характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения (по К. Ноулиджу)

Параметры Педагогическая Андрагогическая    
модель модель    
     
     
Самосознание Ощущение Осознание    
обучающегося зависимости возрастающей    
    самоуправляемости    
         
Опыт обучающегося Малая ценность Богатый источник    
    самообучения    
         
Готовность Определяется Определяется    
обучающегося физиологическим задачам по развитию    
к обучению развитием личности    
  и социальным и овладению    
  принуждением социальными ролями    
         
           
       

Продолжение таблицы 1

Применение Отсроченное, Немедленное
полученных знаний отложенное  
     
Ориентация На учебный На решение проблемы
в обучении предмет  
     
Психологический Формальный, Неформальный,
климат обучения ориентированный основанный
  на авторитет на взаимном уважении
  преподавателя и совместной работе
     
Планирование Преподавателем Совместно
учебного процесса   с обучающимся
     
Определение Преподавателем Совместно
потребностей   с обучающимся
в обучении    
     
Формулирование Преподавателем Совместно
целей обучения   с обучающимся

Являясь интегративной по своей природе, андрагогика объ-единяет знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей. Так, в начале XX столетия проблематика андрагогики постепенно вводится учеными в контекст наук, изучающих че-ловека. В первую очередь это коснулось психологии – в части, связанной с периодизацией этапов психического развития.

Таким образом, андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг ключевых проблем, с другой ее специализация и дифференциа-ция, в силу этого андрагогика органически может входить со-ставной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых, в систему человекознания, оставаясь вполне само-стоятельной областью знания.

В андрагогических исследованиях широко используется следующий спектр методов:

– социологические (социологические опросы, социометрия для получения массива фактических данных о состоянии обра-зования взрослых);

– статистические (для определения тенденций развития сферы образования взрослых);

– сравнительный анализ (для сопоставления специфики возрастных периодов, различных моделей образования взрос-лых и др.);

– лонгитюд (эмпирическое исследование социальных объ-ектов, предполагающее длительное изучение одних и тех же групп, лиц, социальных институтов, связанных с проблемати-кой образования в течение жизни);

– мониторинг (метод, позволяющий дать качественную оценку тенденций развития образовательных явлений на осно-вании периодически повторяющихся количественных измере-ний, выполняемых по единой структуре и показателям);

– биографический метод (изучение биографических мате-риалов, мемуаров, отражающих вопросы образования в тече-ние жизни);

– контент-анализ (качественно-количественный анализ до-кументов, источников);

– интерпретативные (позволяющие обнаруживать смыслы

и ценности, определяющие содержание и способы образования различных категорий населения).

Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным. Им необходимо видеть немедленную пользу от но-вых знаний или навыков, которые они приобрели. Поэтому в учебном процессе важное место занимает определения того, чему хочет научиться человек, каковы его ожидания посредст-вом опроса, интервью.

4.3 Андрагогический компонент подготовки преподавателей среднего и высшего учебного заведения

Андрагог – это специалист высокой квалификации, обла-дающий комплексом специализированных андрагогических знаний, умений и навыков, обеспечивающих образовательную деятельность с взрослым населением с учетом специфики его образовательных потребностей и возрастных особенностей.

Андрагоги – это специалисты в области учебной, воспита-тельной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми.

Преподаватель-андрагог – это главный специалист в облас-ти работы с взрослыми людьми. К сфере его деятельности от-носится подготовка кадров преподавателей для обучения анд-рагогов и проведение научных исследований в области образо-вания взрослых. Деятельность преподавателя-андрагога сво-дится к осуществлению совместных с обучающимися действий по психолого-андрагогической диагностике обучающихся, пла-нированию, созданию благоприятных условий, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения взрослых людей.

Важным компонентом андрагогических знаний является то, что методы образования взрослых не должны поощрять дух со-перничества, а развивать у обучающихся взрослых чувство со-лидарности, а также привычку участия, взаимной помощи, со-трудничества и коллективной работы. Специфика деятельно-сти андрагога включает: консультирование, оказание социаль-ной помощи, выполнение образовательных и организационно-управленческих функций в сфере образования взрослых людей.

Педагоги, психологи осуществляющие образовательную деятельность в системе начального профессионального образо-вания (НПО), высшего профессионального образования (ВПО), дополнительного профессионального образования (ДПО) в до-полнение к своей специализации должны обладать андрагогиче-скими знаниями, умениями и навыками. В своей профессио-нальной деятельности андрагог реализует так называемый «особый междисциплинарный подход», который позволяет учи-тывать специфику каждой из отдельных групп взрослых при оп-ределении содержания образования, при отборе системы форм и методов обучения, позволяющей учитывать возрастные, про-фессиональные, личностные и другие особенности слушателей.

Преподаватель в системе обучения взрослых перестает про-сто передавать знания, информацию, его задача, оставаясь на равных с участниками, организовывать и координировать про-цесс обучения, способствовать созданию атмосферы сотрудни-чества, при необходимости – советовать и подыскивать экспер-тов по определенной проблематике. Качественное своеобразие деятельности андрагога, таким образом, заключается в том, что он становится «сопроводителем» взрослого в процессе самооб-разования, «ведущим» взрослого на пути его непрерывного об-разования и саморазвития. Кроме этого, андрагог – носитель

и передатчик культуры деятельности, мышления, взаимодейст-вия, а не просто передатчик определенной суммы знаний.

Отечественные специалисты выделяют ряд особенных личностных характеристик, которые должен иметь преподава-тель андрагогического профиля для качественного осуществ-ления своей деятельности. Так, в дополнение к компетентно-сти, в широком смысле этого слова, он должен быть способен оказать помощь в восстановлении мотивации к образователь-ной деятельности, ослаблении «барьеров» восприятия, сниже-нии уровня тревожности, повышении стрессоустойчивости слушателей. Преподаватель должен владеть методологией анд-рагогического сопровождения процесса самообразования взрослых. В связи с этим выдвигаются профессиональные тре-бования к педагогу начального профессионального образова-ния (НПО), высшего профессионального образования (ВПО), до-полнительного профессионального образования (ДПО). Он должен владеть:

- специальными профильными знаниями, умениями и на-выками;

- знаниями, умениями в сфере андрагогики;

- общекультурным наследием;

- теориями и технологиями обучения взрослых;

- знаниями об особенностях взрослых: профессиональных, психических, физиологических;

- информацией о социальной, досуговой, бытовой дея-тельности обучаемых.

Помимо этого, необходимы такие навыки как:

- самопрезентация;

- ораторское искусство;

- актерское мастерство.

Оптимизировать стратегию индивидуального и группового подхода в обучении, построить план непрерывного образова-ния, способствует знание личностных качеств обучающегося.

В связи с чем основными умениями преподавателя являются следующие:

1. Определение образовательных потребностей обучающихся.

2. Определение уровня подготовки обучающихся.

3. Выявление объема и характера жизненного опыта обучаю-щихся и возможности его использования в процессе обучения.

4. Выявление когнитивного и учебного стилей обучающихся.

5. Выявление психофизиологических особенностей обу-чающихся.

6. Использование различных методик и средств психолого андрагогической диагностики.

7. Определение целей обучения конкретных обучающихся.

8. Определение стратегии обучения.

9. Отбор и структурирование содержания обучения.

10. Отбор источников, средств, форм и методов обучения.

11. Разработка учебных планов, программ или контрактов.

12. Создание учебных ситуаций и др.

Педагог работающий со взрослыми также должен обладать следующими характеристиками:

- организаторские способности, ориентированные на ор-ганизацию образовательного процесса с взрослыми;

- техничность, достигающая современного уровня, и целе-направленность относительно профессиональных и возрастных особенностей взрослых учащихся;

- коммуникабельность во взаимодействии с взрослыми учащимися на уровне партнерства в процессе образовательной деятельности;

- тактичность, позволяющая выслушать личное мнение взрослого учащегося, воспринять его независимо от того, на-сколько оно обоснованно и грамотно,в дальнейшем направлять это мнение и развивать в необходимом русле.

Андрагог должен владеть не только методами и техноло-гиями, но и определенными формами работы с взрослыми уча-щимися. Например, в практике обучения сложились самые раз-нообразные формы групповой работы, среди которых можно выделить групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры

с целью воссоздания процесса совместных решений; тренинго-вые формы.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семи-нарских занятиях:

1. Андрагогика как научное направление. Предпосылки возникновения данного научного направления.

2. Предмет андрагогики как современного научного на-правления.

3. Основные андрагогические принципы, которые состав-ляют теоретические и методологические основы обучения взрослых людей.

4. Сравнительные характеристики педагогической (обуче-ние детей) и андрагогической (обучение взрослых) моделей обучения.

5. Методы исследования в области андрагогики.

6. Профессия – андрагог. Профессиональные требования к педагогу – специалисту в области обучения взрослых.

Задания для практической работы:

Напишите краткое эссе на тему: Практическая направлен-ность предмета «Основы педагогики и андрагогики».

Темы рефератов

1. Феномен человека: проблема соотношения биологичес-кого, социального и духовного.

2. Проблема человека в основных педагогических и психо-логических школах XX в.

3. Психические свойства и интегральные характеристики человека.

4. Психологическое знание и педагогическая деятельность.

5. Понятие о субъекте и его психической организации.

Рекомендуемая литература

1. Васильева Т. Н. Основы андрагогики : учебник для вузов / Т. Н. Васильева. – М. : КноРус, 2009. – 256 с.

2. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и техно-логии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – М. : ПЕРСЭ, 2007. – 272 с.

3. Колесникова И. А. Основы андрагогики : учебник для ву-зов / И. А. Колесникова. – М. : Академия, 2007. – 240 с.

4. Рассел Д. Андрагогика / Д. Рассел. – М. : ПЕРСЭ, 2013. – 80 с.

Глава 5. ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ

Наши рекомендации