Глава 4. андрагогика как область
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Предмет андрагогики
В условиях перехода экономики России к рыночным отно-шениям, качественных изменений в сфере науки, техники
и технологий, развития возможностей самореализации лично-сти закономерно происходит усложнение функций и структуры сферы образования взрослых людей. Во второй половине XX в. В сфере образования взрослых сформировались новые принци-
пы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых – андрагогика. Андрагогические основы
и технологические приемы обучения взрослых, находясь в пе-риоде становления и развития, тем не менее, уже оказывают воздействие на всю сферу образования.
Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом и имеет греческое происхождение (андрос мужчина, человек; аго-гейн – вести), таким образом, андрагогика – это «ведение взрослого человека».
В Российском педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические
и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» (2003 г., Б. М. Бим-Бад). Как синонимичные в литера-туре используются такие термины как «педагогика взрослых», «теория образования взрослых».
В странах Европы, Америки андрагогика рассматривается как научный подход к процессу учения взрослых. В этом значе-нии андрагогика – наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.
Андрагогика как наука предлагает принципы, методы и сред-ства которые обеспечивают развивающую, социализирующую и адаптирующую роль образования в жизни взрослого человека.
Функцией андрагогики является разработка теоретических
и методологических основ учебной деятельности, помогающих приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения науки и культуры, выявление более действенных методов, способов мотивации в обучении взрослого человека.
За счет синтеза информации о взрослости как качестве, оп-ределяющем структуру и содержание образовательных потреб-ностей, андрагогическое знание позволяет формировать уро-вень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой про-фессионального обучения и повышения квалификации.
Развитие теории и практики обучения взрослых в между-народном опыте прошло несколько этапов. Первым этапом в становления андрагогики можно считать почти столетний период, начиная с середины 30-х гг. XIX в. Для многих стран Ев-ропы и Америки это было время стихийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народ-ных масс), инициированного бурным развитием промышленно-го производства и социальными преобразованиями.
Во второй половине XIX в. в России и за рубежом получают распространение воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки. Появляются публикации, в кото-рых признанные научные деятели высказывают свои сообра-жения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.
В конце XIX в. понятие «обучение взрослых» было выделено в качестве самостоятельного явления, идея самодеятельности взрослого населения в процессе культурно-просветительской работы стала ориентиром в деятельности соответствующих общественных институтах, появляются яркие личности, внося-щие вклад в образование взрослого населения.
Поскольку образование пересекло пределы традиционно установленных возрастных границ, обучение взрослых прочно вошло в практику образовательных учреждений закономерно появились вопросы о том, как учить взрослых.
Возникла необходимость в формировании специальной об-ласти знания, посвященной проблемам образования взрослых.
Оформлению статуса андрагога способствуют создание в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования кафедр соответствующего профиля, разработка
специальных учебных и образовательных программ и откры-тие курсов по подготовке и переподготовке андрагогов, вы-пуск учебных пособий, адресованных «учителям взрослых», рост интереса к различным формам обмена опытом андраго-гической работы.
На рубеже веков вся эта работа в значительной мере коор-динируется на международном уровне в организационном (конгрессы, конференции), исследовательском (научные про-граммы, кросс-культурные исследования), практическом (про-ектная деятельность) планах.
Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать
и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Раз-рабатывая теоретические и методологические основы деятель-ности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравст-венные ориентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека. Она раскрывает прин-ципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирую-щая роль образования. За счет синтеза информации о взросло-сти как качестве, определяющем структуру и содержание обра-зовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, бо-лее обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения ква-лификации. Андрагогическая подготовка делает реальным ре-шение проблемы образования в течение жизни.
Таким образом, линии исторического развития андрагоги-ки как науки, сферы социальной практики и учебной дисцип-лины выстраиваются следующим образом:
– расширение практики образования взрослых и услож-нение социальных и личностных потребностей в сфере обра-зования;
– поиски и формирование государственно-общественных предпосылок и механизмов реализации непрерывности образо-вания на этапе обучения взрослых;
– углубление знания о внутренних закономерностях, обу-словливающих активность и успешность образования взросло-го во все периоды и во всех социальных ситуациях его жизни;
– совершенствование путей интеграции внешних и внут-ренних факторов, обусловливающих эффективность образова-ния взрослого населения;
– интернационализация проблематики образования взрослых. Многие российские ученые рассматривают андрагогику
как самостоятельную науку и научную дисциплину, как об-ласть научного знания и как отрасль педагогической науки (Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров, С. И. Змеёв и др.). Научный кон-текст андрагогического знания определяется рассмотрением таких категорий, как:
– человек (в его целостности на этапе жизнедеятельности, характеризуемом как взрослость);
– взрослость (качество, задающее возрастной и социальный диапазон рассмотрения специфики взрослого человека как субъекта обучения);
– образование (социокультурный механизм целенаправ-ленного развития и формирования человеческого качества (об-
раза) на основе систематизированного в содержательном
и процессуальном отношениях обучения и воспитания);
– образование взрослых (находящийся в контексте непре-рывного образования процесс профессионально-личностного становления человека, осуществляющийся в вариативных формах);
– непрерывное образование (образование, рассматриваемое в соотнесении с целостным пространством жизнедеятельности человека);
– андрагог (общее название для специалистов, содержание работ которых связано со сферой обучения взрослых).
Современное поле исследований в области андрагогики включает:
– изучение образовательных потребностей различных ка-тегорий и групп населения с учетом возраста, пола, социаль-ного статуса, уровня профессиональной подготовки, состоя-ния здоровья;
– изучение и моделирование направлений, форм и функций образовательной деятельности взрослого человека на уровне базового и дополнительного профессионального образования, самообразования, образовательного досуга, просветительской деятельности, духовного развития;
– разработку содержательно-целевого, технологического, кадрового обеспечения системы образования взрослых.
Принципами формирования и развития андрагогического знания являются: интегративностъ, практикоориентирован-ность, гуманитарность.
Таким образом, предмет андрагогики – принципы,методы исредства обучения взрослого человека в контексте его жизнен-ного пути, при этом обучение – есть средство развития способ-ности личности к самореализации и саморазвитию.
Освоение андрагогики как сферы социальной практики пре-дусматривает приобретение профессиональных установок, зна-ний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствую-щих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых.
В России процент взрослых, нуждающихся в дополнитель-ном, профессиональном и общекультурном обучении, постоян-но растет в силу ряда причин:
– компенсация пробелов в базовом общекультурном обра-зовании взрослых (коммуникативные способности, социальная адаптация, владение компьютером и др.):
– расширение наукоемких производств повышает требова-ния к уровню квалификации сотрудников, инициируя повыше-ние их квалификации и переподготовку кадров;
– потребность переобучения людей, потерявших работу;
– необходимость обучения мигрантов находящихся на тер-ритории российского государства для обеспечения трудоуст-ройства;
– необходимость овладения новыми профессиями и соци-ально-психологической адаптации военнослужащих, уволен-ных в запас;
– потребность в непрерывном профессиональном образо-вании и интеграции в общество взрослых инвалидов;
– социальная реабилитация и духовное развитие людей, со-вершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, с по-мощью различных форм образования и просветительства.
Андрагог – это человек, основной профессиональной функ-цией которого является обучение взрослых. Однако андрагоги-
ческую (образовательно-воспитательную) функцию может
и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе «человек – человек».
Основные андрагогические принципы, которые составля-ют теоретические и методологические основы обучения взрос-лых людей:
– принцип систематичности обучения, предусматривающий соблюдение соответствующих целей, содержания, методов, спо-
собов, форм, средств обучения и оценивания его результатов;
– принцип опоры на опыт обучающегося, используемого
в качестве одного из источников их обучения;
– принцип развития образовательных потребностей, со-
гласно которому процесс обучения строится в целях формиро-вания у обучаемых новых образовательных потребностей, ко-торые конкретизируются не только после, но и в процессе дос-
тижения определенной цели обучения;
– принцип актуализации результатов обучения, предпола-
гающий безотлагательное применение на практике приобре-
тенных обучаемым знаний, умений и компетенций;
– принцип индивидуализации обучения, предусматривающий использование индивидуальных образовательных программ, учитывающих конкретные потребности и цели обучения, опыт и исходный уровень подготовки обучаемых, их когнитивные
и психофизиологические особенности;
– принцип эклектичности обучения, означающий предос-
тавление обучающимся определенной свободы выбора целей, содержания, методов, форм и средств обучения, сроков, време-
ни и места обучения, самоооценивания его результатов;
– принцип совместной деятельности, предусматривающий совместную учебную деятельность обучающегося с обучаю-щим-преподавателем, а также с другими обучающимися – кол-
легами по группе;
– принцип контекстного обучения, предусматривающий со-
ответствие профиля содержания и осваиваемых студентами об-разовательных программ предметным областям их производ-ственной деятельности, потребностям их личностного самораз-вития и профессионального становления, успешного выполне-ния их социальных ролей.
4.2 Междисциплинарный характер андрагогики
Андрагогика занимает определенное место в системах че-ловекознания и гуманитарных наук, поскольку объектом ее яв-ляется человек. Андрагогические учения, теории, модели, про-гнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целост-ного и системного знания о человеке, которое синтезируется
педагогикой, психологией, историей, социологией и другими науками о человеке.
Принципы построения андрагогики как учебной дисципли-ны предполагают: междисциплинарность; индивидуально-лич-ностную ориентацию содержания курса; прогностичностъ по отношению к будущей образовательной «судьбе» слушателей.
Научная педагогика возникла в недрах философии. Первы-ми педагогами были философы. В трудах Платона, Аристотеля, Конфуция, Плутарха воплотились педагогические идеи и на-ставления. Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Появ-ляются педагогические трактаты в которых педагоги и фило-софы совместно обсуждали проблемы взаимосвязи теории
и практики обучения и воспитания. С начала XX в. выросло чис-ло педагогических центров, оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе, педаго-гика отделилась от философии, стала самостоятельной наукой, тем не менее, мы говорим о философии как о науке – родона-чальнице педагогики и такого ее ответвления как андрагогика.
Андрагогика, так же как и педагогика, познает и совершен-ствует способы влияния на развитие человека в нерасторжи-мом слиянии природного, общественного, индивидуального. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией об-разования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов.
Предметом педагогики как науки является процесс обуче-ния и воспитания как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. В общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Педагогика как наука представляет собой совокуп-ность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, орга-низации, проектирования и прогнозирования путей совершен-ствования педагогического процесса. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения
и воспитания человека
Специфическим предметом андрагогики является теория
и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывно-го образования.
Андрагогика определяется как теория обучения взрослых, определяющая цели, задачи, содержание, формы и методы обу-
чения и научно обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации, осуществлению педагогического процесса. Можно считать, что объекты наук – педагогики и анд-рагогики в значительной степени идентичны.
При изучении андрагогики может быть использовано все многообразие педагогических методов работы с информацией. Полезно сопровождать процесс изучения материала осмысле-нием механизмов действия этих методов для себя как учащего-ся человека. Ведь позиция андрагога предполагает постоянное использование различных видов самоанализа, таких, как само-тестирование, рефлексия, самооценка, самопроектирование, самокоррекция. Фактически человек, освоивший начала теории образования взрослых, становится «сам себе андрагогом».
Будучи тесно связанной с педагогикой, понятие «андраго-гика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследо-вания. Андрагогическое знание выполняет особую функцию, концентрируясь на проблемах, связанных с обучением в систе-ме взаимодействия взрослых людей.
В таблице 1 приведены обобщенные сравнительные харак-теристики педагогической (обучение детей) и андрагогической (обучение взрослых) моделей обучения.
Таблица 1 – Характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения (по К. Ноулиджу)
Параметры | Педагогическая | Андрагогическая | |||
модель | модель | ||||
Самосознание | Ощущение | Осознание | |||
обучающегося | зависимости | возрастающей | |||
самоуправляемости | |||||
Опыт обучающегося | Малая ценность | Богатый источник | |||
самообучения | |||||
Готовность | Определяется | Определяется | |||
обучающегося | физиологическим | задачам по развитию | |||
к обучению | развитием | личности | |||
и социальным | и овладению | ||||
принуждением | социальными ролями | ||||
Продолжение таблицы 1
Применение | Отсроченное, | Немедленное |
полученных знаний | отложенное | |
Ориентация | На учебный | На решение проблемы |
в обучении | предмет | |
Психологический | Формальный, | Неформальный, |
климат обучения | ориентированный | основанный |
на авторитет | на взаимном уважении | |
преподавателя | и совместной работе | |
Планирование | Преподавателем | Совместно |
учебного процесса | с обучающимся | |
Определение | Преподавателем | Совместно |
потребностей | с обучающимся | |
в обучении | ||
Формулирование | Преподавателем | Совместно |
целей обучения | с обучающимся |
Являясь интегративной по своей природе, андрагогика объ-единяет знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей. Так, в начале XX столетия проблематика андрагогики постепенно вводится учеными в контекст наук, изучающих че-ловека. В первую очередь это коснулось психологии – в части, связанной с периодизацией этапов психического развития.
Таким образом, андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг ключевых проблем, с другой ее специализация и дифференциа-ция, в силу этого андрагогика органически может входить со-ставной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых, в систему человекознания, оставаясь вполне само-стоятельной областью знания.
В андрагогических исследованиях широко используется следующий спектр методов:
– социологические (социологические опросы, социометрия для получения массива фактических данных о состоянии обра-зования взрослых);
– статистические (для определения тенденций развития сферы образования взрослых);
– сравнительный анализ (для сопоставления специфики возрастных периодов, различных моделей образования взрос-лых и др.);
– лонгитюд (эмпирическое исследование социальных объ-ектов, предполагающее длительное изучение одних и тех же групп, лиц, социальных институтов, связанных с проблемати-кой образования в течение жизни);
– мониторинг (метод, позволяющий дать качественную оценку тенденций развития образовательных явлений на осно-вании периодически повторяющихся количественных измере-ний, выполняемых по единой структуре и показателям);
– биографический метод (изучение биографических мате-риалов, мемуаров, отражающих вопросы образования в тече-ние жизни);
– контент-анализ (качественно-количественный анализ до-кументов, источников);
– интерпретативные (позволяющие обнаруживать смыслы
и ценности, определяющие содержание и способы образования различных категорий населения).
Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным. Им необходимо видеть немедленную пользу от но-вых знаний или навыков, которые они приобрели. Поэтому в учебном процессе важное место занимает определения того, чему хочет научиться человек, каковы его ожидания посредст-вом опроса, интервью.
4.3 Андрагогический компонент подготовки преподавателей среднего и высшего учебного заведения
Андрагог – это специалист высокой квалификации, обла-дающий комплексом специализированных андрагогических знаний, умений и навыков, обеспечивающих образовательную деятельность с взрослым населением с учетом специфики его образовательных потребностей и возрастных особенностей.
Андрагоги – это специалисты в области учебной, воспита-тельной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми.
Преподаватель-андрагог – это главный специалист в облас-ти работы с взрослыми людьми. К сфере его деятельности от-носится подготовка кадров преподавателей для обучения анд-рагогов и проведение научных исследований в области образо-вания взрослых. Деятельность преподавателя-андрагога сво-дится к осуществлению совместных с обучающимися действий по психолого-андрагогической диагностике обучающихся, пла-нированию, созданию благоприятных условий, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения взрослых людей.
Важным компонентом андрагогических знаний является то, что методы образования взрослых не должны поощрять дух со-перничества, а развивать у обучающихся взрослых чувство со-лидарности, а также привычку участия, взаимной помощи, со-трудничества и коллективной работы. Специфика деятельно-сти андрагога включает: консультирование, оказание социаль-ной помощи, выполнение образовательных и организационно-управленческих функций в сфере образования взрослых людей.
Педагоги, психологи осуществляющие образовательную деятельность в системе начального профессионального образо-вания (НПО), высшего профессионального образования (ВПО), дополнительного профессионального образования (ДПО) в до-полнение к своей специализации должны обладать андрагогиче-скими знаниями, умениями и навыками. В своей профессио-нальной деятельности андрагог реализует так называемый «особый междисциплинарный подход», который позволяет учи-тывать специфику каждой из отдельных групп взрослых при оп-ределении содержания образования, при отборе системы форм и методов обучения, позволяющей учитывать возрастные, про-фессиональные, личностные и другие особенности слушателей.
Преподаватель в системе обучения взрослых перестает про-сто передавать знания, информацию, его задача, оставаясь на равных с участниками, организовывать и координировать про-цесс обучения, способствовать созданию атмосферы сотрудни-чества, при необходимости – советовать и подыскивать экспер-тов по определенной проблематике. Качественное своеобразие деятельности андрагога, таким образом, заключается в том, что он становится «сопроводителем» взрослого в процессе самооб-разования, «ведущим» взрослого на пути его непрерывного об-разования и саморазвития. Кроме этого, андрагог – носитель
и передатчик культуры деятельности, мышления, взаимодейст-вия, а не просто передатчик определенной суммы знаний.
Отечественные специалисты выделяют ряд особенных личностных характеристик, которые должен иметь преподава-тель андрагогического профиля для качественного осуществ-ления своей деятельности. Так, в дополнение к компетентно-сти, в широком смысле этого слова, он должен быть способен оказать помощь в восстановлении мотивации к образователь-ной деятельности, ослаблении «барьеров» восприятия, сниже-нии уровня тревожности, повышении стрессоустойчивости слушателей. Преподаватель должен владеть методологией анд-рагогического сопровождения процесса самообразования взрослых. В связи с этим выдвигаются профессиональные тре-бования к педагогу начального профессионального образова-ния (НПО), высшего профессионального образования (ВПО), до-полнительного профессионального образования (ДПО). Он должен владеть:
- специальными профильными знаниями, умениями и на-выками;
- знаниями, умениями в сфере андрагогики;
- общекультурным наследием;
- теориями и технологиями обучения взрослых;
- знаниями об особенностях взрослых: профессиональных, психических, физиологических;
- информацией о социальной, досуговой, бытовой дея-тельности обучаемых.
Помимо этого, необходимы такие навыки как:
- самопрезентация;
- ораторское искусство;
- актерское мастерство.
Оптимизировать стратегию индивидуального и группового подхода в обучении, построить план непрерывного образова-ния, способствует знание личностных качеств обучающегося.
В связи с чем основными умениями преподавателя являются следующие:
1. Определение образовательных потребностей обучающихся.
2. Определение уровня подготовки обучающихся.
3. Выявление объема и характера жизненного опыта обучаю-щихся и возможности его использования в процессе обучения.
4. Выявление когнитивного и учебного стилей обучающихся.
5. Выявление психофизиологических особенностей обу-чающихся.
6. Использование различных методик и средств психолого андрагогической диагностики.
7. Определение целей обучения конкретных обучающихся.
8. Определение стратегии обучения.
9. Отбор и структурирование содержания обучения.
10. Отбор источников, средств, форм и методов обучения.
11. Разработка учебных планов, программ или контрактов.
12. Создание учебных ситуаций и др.
Педагог работающий со взрослыми также должен обладать следующими характеристиками:
- организаторские способности, ориентированные на ор-ганизацию образовательного процесса с взрослыми;
- техничность, достигающая современного уровня, и целе-направленность относительно профессиональных и возрастных особенностей взрослых учащихся;
- коммуникабельность во взаимодействии с взрослыми учащимися на уровне партнерства в процессе образовательной деятельности;
- тактичность, позволяющая выслушать личное мнение взрослого учащегося, воспринять его независимо от того, на-сколько оно обоснованно и грамотно,в дальнейшем направлять это мнение и развивать в необходимом русле.
Андрагог должен владеть не только методами и техноло-гиями, но и определенными формами работы с взрослыми уча-щимися. Например, в практике обучения сложились самые раз-нообразные формы групповой работы, среди которых можно выделить групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры
с целью воссоздания процесса совместных решений; тренинго-вые формы.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семи-нарских занятиях:
1. Андрагогика как научное направление. Предпосылки возникновения данного научного направления.
2. Предмет андрагогики как современного научного на-правления.
3. Основные андрагогические принципы, которые состав-ляют теоретические и методологические основы обучения взрослых людей.
4. Сравнительные характеристики педагогической (обуче-ние детей) и андрагогической (обучение взрослых) моделей обучения.
5. Методы исследования в области андрагогики.
6. Профессия – андрагог. Профессиональные требования к педагогу – специалисту в области обучения взрослых.
Задания для практической работы:
Напишите краткое эссе на тему: Практическая направлен-ность предмета «Основы педагогики и андрагогики».
Темы рефератов
1. Феномен человека: проблема соотношения биологичес-кого, социального и духовного.
2. Проблема человека в основных педагогических и психо-логических школах XX в.
3. Психические свойства и интегральные характеристики человека.
4. Психологическое знание и педагогическая деятельность.
5. Понятие о субъекте и его психической организации.
Рекомендуемая литература
1. Васильева Т. Н. Основы андрагогики : учебник для вузов / Т. Н. Васильева. – М. : КноРус, 2009. – 256 с.
2. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и техно-логии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – М. : ПЕРСЭ, 2007. – 272 с.
3. Колесникова И. А. Основы андрагогики : учебник для ву-зов / И. А. Колесникова. – М. : Академия, 2007. – 240 с.
4. Рассел Д. Андрагогика / Д. Рассел. – М. : ПЕРСЭ, 2013. – 80 с.
Глава 5. ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК
КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ