Дидактика: понятия, основные функции
Отрасль научного знания, которая изучает и исследует про-блемы образования и обучения, именуется дидактикой. Этот термин впервые ввел в научный обиход немецкий педагог В. Ратке. Он употреблял его в значении «искусство обучения». Ян Амос Коменский в своей работе «Великая дидактика» опре-делил этот термин как «всеобщее искусство всех учить всему», т.е. вкладывал в него тот же смысл.
Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом выступает система следующих отношений: «учитель – ученик», «ученик – учебный материал», «ученик – другие ученики». Многообразие этих от-ношений составляет сущность обучения. Всю систему дидак-тических отношений организует конкретное проявление дея-тельности тех, кто обучает, и тех, кто обучается. Вне процесса обучения отношение «преподавание – учение» существовать не может, а отношение «ученик – учебный материал» и другие отношения могут осуществляться и вне этого процесса. Позна-ние может происходить и без обучения, хотя обучения без по-знания не бывает.
Задача дидактики состоит в том, чтобы описывать и объяс-нять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обу-чающие системы, новые технологии обучения.
Базовые понятия дидактики: преподавание – это деятель-ность тех, кто обучает; учение – это деятельность тех, кто обуча-ется; образование – овладение обучающимися научными зна-ниями, практическими умениями и навыками, развитие их ум-ственно-познавательных способностей, мировоззрения, нрав-ственности и общей культуры. Н. Г. Чернышевский выделял три качества, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.
Обучение –это целенаправленное,заранее запроектирован-ное общение, в ходе которого осуществляется образования,
воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение явля-ется важнейшим средством формирования личности и, в пер-вую очередь, умственного развития и общего образования.
В дидактике выделяют три функции процесса обучения: об-
разовательная, развивающая и воспитательная. Процесс обуче-ния направлен, на формирование знаний, умений и навыков,
опыта творческой деятельности.
К знаниям относятся конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности, а так же теоретические обобщения и базовые
термины.
Под умениями понимаются практические действия, кото-рые ученик может совершать на основе полученных знаний и, которые в свою очередь могут в дальнейшем способствовать
получению новых знаний.
К навыкам относят автоматизированные действия. Развивающая функция процесса обучения означает,что во
время усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Сформулированный Л. С. Выготским закон утверждает, что
обучение влечет за собой развитие, так как личность развива-ется в процессе деятельности. Это функция более успешно реа-лизуется в ряде специальных технологий, преследующих имен-но цели развития личности. Процесс обучения носит и воспита-тельный характер, который осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда), что делает воспитание более сложным процессом.
В практике обучении эти функции неразрывно связанны
с друг другом, как связаны три процесса: обучение, развитие и воспитание. Они взаимообусловлены, т. е. одно из них является следствием и причиной другого.
Обучение как способ организации
Педагогического процесса
Обучение –самый важный и надежный способ получениясистематического образования. Обучение есть не что иное как специфический процесс познания, управляемый педаго-гом. Всякое целенаправленное обучение дает ребенку обра-зование.
Обучение как процесс имеет задачную структуру, движение
в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащие-ся). Обучение как процесс двухкомпонентен: содержит в себе преподавание и учение.
Преподавание – специальная деятельность взрослых на-правленная на передачу детям суммы знаний, умений, навыков
и воспитание их в процессе обучения.
Общая структура преподавания включает в себя:
– педагогическую обработку передаваемых детям знаний, умений и навыков;
– искусство их воспроизведения и разъяснения;
– выявление детских задатков, способностей;
– стимулирование детской познавательной деятельности;
– осуществление диагностики;
– организация практической деятельности (учения детей).
Учение –специально организованная,активная самостоя-тельная познавательная трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоения знаний, умений, навыков, раз-витие психических процессов и способностей.
Обучение, преподавание, учение – основные категории ди-дактики.
Дидактика – отрасль педагогики,направленная на изуче-ние и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения),
а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, ме-
тодик, технологий и систем обучения.
Итак, процесс обучения можно рассматривать как специ-
фический процесс познания, управляемый педагогом.Тольков процессе обучения познание приобретает форму особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятель-ности, или учения.
В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия кон-кретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям.
Логика обучения
1 уровень
Образование представлений
Восприятие конкретного
предмета
2 уровень
Обобщение представлений Формирование понятий
Эта логика, закономерная для обучения в начальных клас-сах используется и при организации обучения старших школь-ников и взрослых.
1 уровень – чувственное познание (живое созерцание).Созер-цание следует рассматривать в широком смысле как чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания лежат первич-ные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
При организации восприятия как целенаправленной дея-тельности, т. е. наблюдения,необходимо исходить из того,чтонаибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор.
Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в эксперимен-тах и подтверждено опытным путем, на одну единицу инфор-мации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т. е. дополнительной информации.
На восприятие информации в процессе обучения оказыва-ют влияние многие факторы, в частности частота передачи, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день не-дели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учениками задачи, от мотивов его дея-тельности и установок, эмоций, которые могут изменять со-держание восприятия.
2 уровень – абстрактное мышление (понимание, осмысле-
ние, обобщение). Образы и представления как результаты дея-тельности восприятия всегда имеют определенное смысловое значение. Это объясняется тем, что восприятие теснейшим об-разом связано с мышлением, с пониманием сущности воспри-нимаемых предметов и явлений. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. соотнести с оп-ределенной группой, классом предметов, обобщить его в слове.
Понимание сообщаемой информации осуществляется черезустановление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процес-сами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что в свою очередь является основанием для более глубокого и раз-ностороннего осмысления учебного материала.
Осмысление изучаемой информации требует задействова-ния общеучебных умений и навыков, опирающихся на сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопос-тавление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащих-ся определенных отношений к нему, понимания его социально-го, в том числе и практического, значения и личной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобще-ния знаний.
Обобщение характеризуется выделением и систематизаци-ей общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстраги-рования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла
к определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных пред-метов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. Сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам.
Учитывая возможность применения в обучении как анали-
тической так и дедуктивно-синтетической логики учебного про-цесса, надо особо заметить, что обобщение завершает(в основ-
ном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. Придедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные дан-ные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся
в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.
Применение знаний (практика). Необходимыми структур-
ными компонентами процесса усвоения являются тесно взаи-мосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспро-изведение изучаемого с целью введения нового материала
в структуру личного опыта ученика. Оно естественно требует задействования механизмов памяти, однако не может сводить-ся к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательства и т. п. Эффективность закрепления обусловлена
системой упражнений в применении знаний на практике. Принципы обучения –это исходные дидактические положе-
ния, которые отражают протекание объективных законов и за-кономерностей процесса обучения и определяют его направ-ленность на развитие личности.
Принципы обучения определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
По мере развития практики и теории обучения открыва-лись новые принципы обучения, видоизменялись старые.
Один из первых принципов – принцип природосообразности был сформулирован Я. А. Коменским. Он отмечал, что как все
в природе начинается с весны, так и обучение в жизни человека должно начинаться в весне жизни (детстве). Утренние часы наи-более удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступе-ням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно особенностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обу-чения как постепенность, последовательность и самодеятель-ность. Впоследствии, спустя 150 лет А. Дистерверг сформулиро-вал принципы природосообразности и культуросообразности. Суть последнего заключается в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.
Принципы обучения сформулированные К. Д. Ушинским:
– обучение должно начинаться своевременно и быть по-степенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теря-ют ничего из приобретенного и пользуются им для приобре-тения нового);
– обучение должно вестись природосообразно, в соответст-вии с психологическими особенностями учащихся;
– порядок и систематичность – одно из главных условий ус-пеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
– обучение должно развивать у учащихся самодеятель-ность, активность, инициативу;
– обучение должно быть посильным для учащихся, не чрез-мерно трудным, не чрезмерно легким;
– преподавание всякого предмета должно идти непременно таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Все принципы могут быть представлены как система, со-
стоящая из содержательных и процессуальных(организацион-
но-методических принципов). Такое деление методически пра-вомерно, так как помогает ответить на вопрос: как учить и
чему учить.
Содержательные принципы обучения:
1. Гражданственности –выражается в ориентации содер-жания образования на развитие субъектности личности, ее со-
циальной зрелости.
2. Принцип научности образования –соответствие содержа-
ния образования уровню развития современной науки. Прин-цип научности определяет требования к разработки учебных
планов, учебных программ и учебников.
3. Принцип воспитывающего обучения – этот принцип пред-
полагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической,
культуры труда и жизнедеятельности.
4. Принцип фундаментальности и прикладной направленно-
сти обучения – связь обучения с жизнью,теории с практикой. Процесс обучения предполагает ориентированность на единст-во знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вы-текает из признанного в отечественной педагогике и психоло-гии единства сознания и деятельности, согласно которому соз-нание вытекает, возникает, формируется и проявляется в дея-
тельности.
Организационно-методические принципы обучения:
1. Преемственность –касается содержания обучения,егоформ и способов, стратегий и тактик. Она позволяет объеди-нить и иерархизировать отдельные учебные ситуации, в еди-ный целостный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений, между предметами и явлениями мира.
В каждый временной интервал обучения педагог решает кон-
кретные задачи.
2. Последовательность и систематичность – принципобеспечивается системным построением программ и учебников
и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их свя-зей, с другими понятиями и категориями.
3. Принцип единства группового и индивидуального обуче-
ния –учебный коллектив создает наилучшие условия для об-щения, взаимодействия, обособления личности, обеспечивает социализацию и развитие личности. Групповое обучение обес-печивает опыт оценки и взаимооценки. Этот опыт становится главным фактором развития рефлексии. Вместе с тем важна индивидуализация обучения. Поэтому последнее десятилетие разрабатывались идеи программированного обучения, само-стоятельной работы, индивидуальные творческие задания, ин-дивидуальные консультации.
4. Принцип соответствия обучения возрастным и индиви-дуальным особенностям обучаемых – эффективность учебнойдеятельности снижается, если предъявляемые требования
и организационные структуры обучения отстают от возрас-тных возможностей учащихся или не соответствуют им. Одно-временно с возрастными имеют место и индивидуальные осо-бенности. Уровень познавательных возможностей и личност-ного развития определяет организацию учебной деятельности школьников.
5 . Принцип сознательности и творческой активности обу-
чаемых –активность обучаемых может иметь репродуктивныйили творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, вы-полнение задания по заданным алгоритмам. В то же время реализация принципа способствует применению различных форм самоуправления в учебном процессе. Отказ от чрезмер-ной регламентированности поведения учащихся, от ненужной опеки является необходимым условием реализации само-управления в обучении.
6 . Принцип доступности обучения при достаточном уровнеего трудности – требует отказа от эмоциональных и интеллек-туальных перегрузок, учета уровня развития познавательной сферы обучаемых.
7 . Принцип наглядности– «золотое правило дидактики», со-гласно которому при обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Эффективность слухового восприятия
информации составляет 15 %, зрительного – 25 %, их одновре-менное включение в процесс обучения повышает эффектив-ность восприятия до 65 %.
8. Принцип продуктивности и надежности обучения – исхо-
дит из положения о том, что если обучение не приводит
к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Обучение должно быть продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. Это обязывает каждого преподавателя заботиться о надежности обучения, о прочности, основательности, и гарантированности
достижений обучения.
Методы обучения
Метод деятельности – это способ ее осуществления, кото-рый ведет к достижению поставленной цели. Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, прин-ципы, правила и, соответственно, свои методы. Обучение пред-полагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в их диалектическом
единстве, поэтому, в педагогике речь идет о методах обучения.
Классификация методов обучения:
1. По источнику передачи и восприятия учебной информации:
– словесные – рассказ, лекция, беседа, конференция, объ-яснение;
– наглядные – наблюдение, демонстрация;
– практические – упражнение, лабораторные работы.
2. По логике передачи и восприятия информации: дедук-тивные, индуктивные.
3. По степени управления учебной работой:
– управляемая работа с книгой;
– самостоятельная работа с книгой.
4. По степени самостоятельности и активности мышления
школьников:
репродуктивные:
– объяснительно-иллюстративные – беседа, устное изло-жение;
– наблюдение;
продуктивные:
– проблемное изложение (метод, при котором вывод де-лает учитель):
решение проблемы учителем,
проблемная ситуация,
проблемная задача;
– частично-поисковый (при котором вывод делается со-вместно):
эвристическая беседа, диспут;
– исследовательский (метод, при котором вывод делает ученик):
опытническая работа, исследовательская,
научная работа.
Функции обучения:
1) вооружить детей знаниями, умениями и навыками, фор-мирование мировоззрения школьников;
2) подготовить ребенка к активному участию в производ-стве и общественных отношениях;
3) общее психическое, интеллектуальное, эмоциональное, волевое развитие детей. Чем организованнее и интенсивнее обу-чение, тем интенсивнее и эффективнее развитие ребенка. В про-цессе жизни обучение и развитие взаимодействуют между собой: обучение ведет за собой развитие, становление способностей, да-рований, а развитие расширяет возможности обучений;
4) общеобразовательная школа закладывает основы проф-ориентационной работы с детьми, в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований и склонностей.
В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессии, акцентируя личный интерес на определенных общеобразова-тельных знаниях, школьник получает возможность ориентации и выбора профессии, непосредственного перехода в сферу произ-водства или продолжения образования в высшей школе.