Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания. Оцените современность взглядов ученого.
Одним из первых педагогов конца XVIII — начала XIX в., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827, родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства.
Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования — это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:
· ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;
· многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;
· активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.
Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. 'Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.
Содержание элементарного образования: физическое в-ие (основа-стремление ребенка к движению); нравственное воспитание (любовь ребенка к матери); трудовое в-ие (овладение приемами труда); умственное в-ие (развитие познавательных способностей). По П. основная цель обучения-«возбуждение ума» детей к активной деятельности. П. предлагал строить процесс обучения в соответствии с естественным путем познания у ребенка. По его мнению существуют простейшие элементы всякого знания о вещах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы: число, форма, слово. Элем-ое обр-ие означало умение считать, измерять, владеть речью. Т.о. П. стремился упростить методику начального обучения)
Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения. Оцените современность взглядов ученого.
Дистервег(1790-1866)-немецкий педагог. Он занимался вопросами обучения и воспитания в начальной школе. Является последователем идей Песталоцци.
Дистервег выступал за обновление школьного образования. Главной задачей народной школы должно быть разностороннее развитие каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Задача школы, по мнению Дистервега, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Любовь к человечеству и к своему народу должна развиваться в тесном единстве. "Человек - мое имя; немец - мое прозвище" - говорил Дистервег.
Выделил 3 ступени возрастного развития: 6-9 лет, 9-14, 14-16.
У Дистервега ведущие принципы воспитания и обучения: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Природосообразность: следование за процессом естественного развития человека. Культуросообразность означает учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности. Развитие детской самодеятельности, по его мнению, конечная цель воспитания.
Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, которую изложил в 33 правилах.
О воспитании
Задачи школы
• воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан;
• воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Цели и принципы воспитания
«Воспитывать — значит побуждать».
Важнейший принцип воспитания — природосообразность:
• следование за процессом естественного развития человека.
Об обучении
Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.
Формальное образование связано с материальным.
Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
Предметы преподавания:
• отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,
Правила и принципы обучения:
• обучать природосообразно,
• обучать соответственно особенностям детского восприятия,
• от примеров надо идти к правилам,
• от предметов — к обозначающим их словам,
• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься
ПОСТОЯННЫМ самообразованием;
• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;
• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить