Определение времени года по картинкам
(предлагается с 5 лет)
Цели: выявление полноты и точности представлений о временах года. Запас сведений об окружающем мире. Способность на основе анализа ситуации установить причинно-следственные зависимости. (Задание может быть включено в беседу и заменить вопросы, направленные на выявление запаса сведении о природных явлениях, растительном мире и т. п.)
Оборудование: четыре картинки с изображением времен года. 12 картинок с изображением различных предметов, относящихся к определенному времени года.
Процедура проведения. Перед ребенком поочередно выкладывают четыре картинки большого размера с изображением разных времен года, сопровождая каждую вопросом: «Когда это бывает?», «Когда бывает снег?» и т. п. После рассматривания этих картинок ребенку дают 12 картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие большие картинки.
Инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда».
При обработке результатов выполнения заданий, направленных на изучение особенностей развития сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, можно руководствоваться следующей универсальной системой оценок.
0 баллов- ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.
1 балл- ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.
2 балла- ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по образцу, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).
3 балла- ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), сличает цвет, форму, величину предметов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (большой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руководством педагога использовать результат обследования в продуктивной деятельности.
4 балла- ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, выделяет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно называет внешние свойства предметов, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.
Подсчитывается общая сумма баллов за все задания. На этом основании у детей можно выделить этапы развития восприятия.
0-21 балл - подготовительный этап. Детям доступно лишь зрительное соотнесение цвета, формы или величины предметов при жестком контроле со стороны педагога, либо они не справляются с этим. Инструкцию либо плохо понимают, либо действуют до ее предъявления, необходимо не только повторное ее предъявление, но и показ способа действия. Часто встречаются неадекватные действия. При выполнении заданий внешние признаки предметов не учитываются, однако детям доступно выполнение заданий по подражанию.
22-42 балла - первый этап. Дети не только зрительно соотносят признаки предметов, но и в ряде случаев могут выделить его по слову. Для понимания инструкции требуется ее повтор или подкрепление показом. Задания выполняются по подражанию, реже — по образцу.
43-63 балла - второй этап. Дети способны выделить необходимый признак по слову, а в ряде случаев и назвать его, хотя и ошибочно. Инструкцию понимают правильно, но в ряде случаев требуется ее повтор. Задание выполняется по словесной инструкции или по образцу.
64-84 балла - третий этап. Дети выделяют и в некоторых случаях самостоятельно называют требуемый признак. Характерно правильное понимание предлагаемой инструкции, хотя в некоторых случаях требуется ее повторение. Задания выполняются по словесной инструкции, при этом дети применяют «высокие» пробы, а в ряде случаев - метод зрительного соотнесения.
Результаты обследования фиксируются в карте развития ребенка.
ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
По результатам изучения специалистами особенностей развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (в том числе сенсорно-перцептивной сферы) педагоги заполняют «Карту развития ребенка», составной частью которой является раздел, отражающий степень развития восприятия дошкольников. Фрагмент этой карты может выглядеть следующим образом.