Условия и средства сенсорного

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Реализация поставленных задач невозможна без создания оптимальных условий для обучения. Создание этих условий прежде всего предполагает учет психологических особенностей детей при подборе пособий и игрушек. Детям вялым, пассив­ным целесообразно предлагать крупные, яркие, блестящие и звучащие игрушки (воздушные шары, надувные мячи, неваляш­ки различных модификаций, крупные пирамиды «клоун» и пр., электромузыкальные игрушки с бодрыми веселыми мелодия­ми). Такого рода игрушки малоприемлемы для легковозбудимых детей: они провоцируют эмоциональное возбуждение, повыша­ют и без того высокую двигательную готовность. Поэтому для детей с двигательной расторможенностью лучше использовать игрушки более «спокойные» — из мягких материалов, окрашен­ные в приглушенные тона, приятные на ощупь; электромузыкаль­ные игрушки, используемые в работе с возбудимыми детьми, дол­жны воспроизводить плавные, спокойные мелодии.

Для занятий с детьми дошкольного возраста с интеллектуаль­ной недостаточностью целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:

1) игрушки для нанизывания (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназ­наченные для сбора пирамид);

2) геометрические тела (шары, кубы, призмы, параллелепи­педы и пр., предназначенные для прокатывания, проталкива­ния в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);

3) дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, пред­назначенные для вкладывания и накладывания, подбору по цвету и форме);

4) народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца и пр., которые применяются для вкла­дывания, ознакомления детей с величиной предметов, а при подборе их по цвету и величине - для закрепления навыка груп­пировки);

5) небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобран­ные по определенным признакам (коробочки, чашечки и пр.).

Кроме того, можно использовать модификации досок Сегена и Монтессори как материал для проведения тренировочных упражнений.

При формировании представлений о величине предметов используют специальный дидактический материал. Предметы, входящие в этот дидактический материал, должны обладать ярко выраженными характеристиками протяженности и таким образом наглядно демонстрировать эти свойства предметов.

При формировании представлений о величине предмета у до­школьников с нормальным интеллектуальным развитием обу­чение начинают с использования лишь однородных объемных предметов одинакового цвета, т. е. предметов, различающихся по одному признаку. Затем в работу включают плоские пред­меты, предметы разного цвета, неоднородные предметы. Раз­ница в их размерах должна составляла не менее 2 см.

При формировании представлений о форме предметов у де­тей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточно­стью сначала используют геометрические тела, так как они яв­ляются менее абстрактным материалом по сравнению с геомет­рическими фигурами и более знакомы детям по их ближайшему окружению (шар = мяч, куб = кубик деревянного конструктора и пр.). Геометрические фигуры, как известно, в «чистом виде» в реальном предметном мире встречаются дос­таточно редко (к примеру, лист бумаги прямоугольной формы, косынка треугольной и пр.). В этом смысле геометрические тела и предметы, имеющие форму геометрических тел, пред­ставляют собой более удобный материал для обследования (их можно взять в руки, с ними можно совершать предметные дей­ствия, продиктованные их формой, — прокатить шар, поста­вить кубы один на другой и т. д.).

В отличие от детей более старшего возраста или детей с иной структурой дефекта дошкольники с интеллектуальной недоста­точностью крайне быстро утомляются, не способны к длитель­ному сосредоточению. Поэтому требуется и особая организация рабочего места ребенка во время занятий. Так, целесообразно рас­полагать игрушки и пособия для проведения занятия в различ­ных частях помещения (группы, кабинета; на столе, на ковре, в шкафу) таким образом, чтобы педагог и ребенок могли букваль­но переходить от одной группы пособий к другой. Это позволя­ет менять и вид деятельности, и место проведения занятия, а в конечном счете — увеличивать продолжительность продуктив­ной работы, предотвращать переутомление ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Наши рекомендации