Могут быть серьёзные проблемы, которые трудно обнаружить. В этом случае

Необходимо выстраивать свою работу совместно с психологами или социальными

Педагогами.

Дети должны знать и понимать, что хотя в отряде и дружеские отношения, но

Вожатые старшие товарищи, к которым необходимо прислушиваться и выполнять

их требования. Ни в коем случае нельзя вести себя с подростками фамильярно и

Позволять им того же.

Педагогическая диагностика направлена на изучение результатов развития

Личности ребенка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного

Педагогического процесса.

Целью педагогической диагностики является получение представлений о

Возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного

Развития, творческого потенциала детей - участников смены.

Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может

Спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы,

Ценностные отношения, способности, нравственные качества следует

Стимулировать, а какие - устранять.

Диагностика необходима при:

 учете возрастных и других индивидуальных особенностей детей в ходе

планировании и организации коллективных дел;

 анализе полученных результатов для помощи в раскрытии лучших

способностей детей;

 отборе педагогических средств для стимулирования и коррекции норм

отношений и поведения детей;

 изучении результативности собственной педагогической деятельности.

Условия проведения:

 Учет возрастных особенностей, понимание вопросов, заданий для

Выполнения.

 Формулировка вопросов, удобная для обработки результатов.

 Проведение различных опросов в удобное для подобной работы время

(желательно утреннее или дневное) и в удобном месте (возможность сидеть за

столом, возможность самостоятельно отвечать на вопросы).

Методы педагогической диагностики

Всегда следует помнить о том, что все задания, вопросы, анкеты и прочее -

Должны побуждать ребенка к самоанализу, рефлексии и должны быть рассчитаны

на:

а) самооценку подростков;

б) анализ участия в деятельности;

в) анализ межличностных отношений в группе, отряде;

г) анализ позитивных нравственных приобретений (как результат

Специального педагогического воздействия).

Учитывая конкретные условия кратковременности смены, рассмотри несколько

Основных методов педагогических исследований в порядке и значимости и

Традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие изучаемых

Педагогических явлений, процессов, наблюдение применяется при

Многопрофильной оценке личности в ходе участия ребенка в разнообразной

Деятельности.

Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо

Постоянно наблюдать за его поведением, сменой настроения, наличием или

Отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья.

Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

Особо следует отметить игровую деятельность, в которых дети, как правило,

Ведут себя более расковано. Играми нельзя заставить заниматься, ими можно только

Увлечь. В играх быстро «раскрываются» лидеры, которые быстро захватывают

Главные роли, либо дети выбирают их на эти роли. Наблюдая за развитием игры

Можно увидеть актив и пассив, инициативных и робких, агрессивных и послушных.

Подвижные игры - прекрасные тесты на координацию движений, проявление

Ловкости, силы. Интеллектуальные игры позволяют установить уровень эрудиции.

В ходе выполнения творческих заданий соответственно можно оценить творческие

Возможности, как отдельных детей, так и творческий потенциал коллектива в

Целом. Наблюдая взаимодействие детей друг с другом, можно дать определенную

Характеристику межличностным отношениям в отряде.

Опросные методы. В педагогике используются три общеизвестные

Разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервью.

Беседа - диалог педагога с ребенком или несколькими детьми по ранее

Разработанной программе. Особо следует отметить необходимость проведения

Индивидуальной беседы с каждым ребенком в первый день смены. Предмет

Разговора вполне понятный для ребенка - личное знакомство вожатого с ребенком.

Наши рекомендации