Могут быть серьёзные проблемы, которые трудно обнаружить. В этом случае
Необходимо выстраивать свою работу совместно с психологами или социальными
Педагогами.
Дети должны знать и понимать, что хотя в отряде и дружеские отношения, но
Вожатые старшие товарищи, к которым необходимо прислушиваться и выполнять
их требования. Ни в коем случае нельзя вести себя с подростками фамильярно и
Позволять им того же.
Педагогическая диагностика направлена на изучение результатов развития
Личности ребенка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного
Педагогического процесса.
Целью педагогической диагностики является получение представлений о
Возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного
Развития, творческого потенциала детей - участников смены.
Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может
Спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы,
Ценностные отношения, способности, нравственные качества следует
Стимулировать, а какие - устранять.
Диагностика необходима при:
учете возрастных и других индивидуальных особенностей детей в ходе
планировании и организации коллективных дел;
анализе полученных результатов для помощи в раскрытии лучших
способностей детей;
отборе педагогических средств для стимулирования и коррекции норм
отношений и поведения детей;
изучении результативности собственной педагогической деятельности.
Условия проведения:
Учет возрастных особенностей, понимание вопросов, заданий для
Выполнения.
Формулировка вопросов, удобная для обработки результатов.
Проведение различных опросов в удобное для подобной работы время
(желательно утреннее или дневное) и в удобном месте (возможность сидеть за
столом, возможность самостоятельно отвечать на вопросы).
Методы педагогической диагностики
Всегда следует помнить о том, что все задания, вопросы, анкеты и прочее -
Должны побуждать ребенка к самоанализу, рефлексии и должны быть рассчитаны
на:
а) самооценку подростков;
б) анализ участия в деятельности;
в) анализ межличностных отношений в группе, отряде;
г) анализ позитивных нравственных приобретений (как результат
Специального педагогического воздействия).
Учитывая конкретные условия кратковременности смены, рассмотри несколько
Основных методов педагогических исследований в порядке и значимости и
Традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.
Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие изучаемых
Педагогических явлений, процессов, наблюдение применяется при
Многопрофильной оценке личности в ходе участия ребенка в разнообразной
Деятельности.
Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо
Постоянно наблюдать за его поведением, сменой настроения, наличием или
Отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья.
Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.
Особо следует отметить игровую деятельность, в которых дети, как правило,
Ведут себя более расковано. Играми нельзя заставить заниматься, ими можно только
Увлечь. В играх быстро «раскрываются» лидеры, которые быстро захватывают
Главные роли, либо дети выбирают их на эти роли. Наблюдая за развитием игры
Можно увидеть актив и пассив, инициативных и робких, агрессивных и послушных.
Подвижные игры - прекрасные тесты на координацию движений, проявление
Ловкости, силы. Интеллектуальные игры позволяют установить уровень эрудиции.
В ходе выполнения творческих заданий соответственно можно оценить творческие
Возможности, как отдельных детей, так и творческий потенциал коллектива в
Целом. Наблюдая взаимодействие детей друг с другом, можно дать определенную
Характеристику межличностным отношениям в отряде.
Опросные методы. В педагогике используются три общеизвестные
Разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервью.
Беседа - диалог педагога с ребенком или несколькими детьми по ранее
Разработанной программе. Особо следует отметить необходимость проведения
Индивидуальной беседы с каждым ребенком в первый день смены. Предмет
Разговора вполне понятный для ребенка - личное знакомство вожатого с ребенком.