Общие и индивидуальные цели воспитания
Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса.
Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.
Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества.
Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.
Цель воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности, что выражается в следующем:
• с точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали и высоких духовных ценностей;
• как суверенная личность он руководствуется высокими моральными принципами, в выборе поведения свободен от внешних влияний и соображений выгоды;
• в общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага;
• он заботится об экологической целостности природы, культурном развитии, нравственной чистоте и единении общества;
• он непримирим ко злу в любых его проявлениях (война, кровопролитие, национальная рознь, преступность, насилие над человеком, социальная несправедливость, неравенство между людьми и др.).
В отличие от абстрактного идеала цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самой себя. Это достигается максимально полным развитием ее
Задачи воспитания
Традиционными для отечественной воспитательной системы являются следующие составные части: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Своими корнями они уходят в древнейшие воспитательные системы.
Перечень задач современного воспитания, несмотря на все наши попытки минимизировать его, имеет тенденцию к расширению. Как бы мы ни старались выбросить из этого перечня задачи национального, идеологического, экономического, экологического, полового воспитания, ничего не получится. Они находятся как бы па стыках традиционно выделяемых частей воспитания. Если задачи выделять не для отдельных составных частей воспитания, а для всей системы, то их структура представляется несколько иной. Предлагая ее в дополнение к изложенной, пытаемся сохранить преемственность между традиционными положениями отечественной педагогики и стучащимися в дверь новыми требованиями.
1. Духовное и нравственное воспитание:
– развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;
– воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;
– усвоение привычек духовного и нравственного поведения;
– привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;
– воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;
– развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.
2. Интеллектуальное воспитание:
– усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;
– развитие познавательных сил, способностей и дарований учеников;
– удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;
– развитие потребности учиться, постоянно пополнять свои знания.
3. Физическое воспитание:
– понимание связи между телесным и духовным;
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
– формирование потребности и привычки постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.
4. Трудовое воспитание:
– понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;
– формирование привычки много и настойчиво работать;
– привитие ответственного отношения к любой работе;
– воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжение жизни.
5. Эмоциональное воспитание:
– формирование представлений о связи духовного и эстетического;
– привитие навыков гуманного отношения к людям;
– развитие готовности прийти на помощь;
– воспитание привычек культурного поведения;
– формирование небезразличного отношения к жизни;
– развитие эстетичных чувств, вкусов.
6. Экологическое воспитание:
– формирование представлений о вечной гармонии человека с природой;
– приобретение необходимых знаний об окружающей среде;
– воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе;
– привитие навыков жить в согласии с природой;
– формирование готовности прийти на помощь природе.
7. Правовое воспитание:
– развитие представлений о духовных началах власти, законов;
– усвоение необходимого объема правовых знаний;
– формирование ответственного отношения к своим обязанностям;
– развитие навыков уважения прав и свобод других людей.
8. Половое воспитание:
– понимание духовного смысла продолжения жизни;
– воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;
– воспитание ответственности за свою семью и будущих детей.
9. Экономическое воспитание:
– развитие представлений о духовном смысле жизни, ее материальной стороне, о превалировании духовного над материальным;
– усвоение знаний о действии экономических законов;
– формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;
– привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.
10. Политическое воспитание:
– овладение знаниями о политической системе государства;
– формирование патриотизма, чувства ответственности перед обществом;
– формирование готовности делать взвешенный политический выбор;
– привитие навыков жизни и поведения в гражданском обществе.
11. Гражданское воспитание:
– понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе;
– принятие гражданственности как общего для всех закона жизни;
– овладение знаниями о гражданском обществе;
– подготовка к жизни в гражданском обществе.
Возвращаясь к рассмотренному выше соотношению между
общечеловеческими и национальными ценностями подчеркнем, что последние составляют как бы общую основу, фон, на котором идет формирование общечеловеческих ценностей. Национальное подразумевается всегда, оно не выступает отдельной составной частью цели воспитания, но необходимо присутствует в каждой воспитательной задаче. Образно говоря, это "дух" российской воспитательной системы.