Школьная реформа 60-х годов 19 века.
Начало второй половины XIX в. в России характеризовалось великим обновительным движением. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как "вопросы жизни". 60-е гг. - самая яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. Официальная педагогика с ее традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы воспитания человека и других педагогических вопросов: какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя? - и многие другие. Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой, по словам министра народного просвещения Шишкова, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячок, богомолки и подобные люди. Народные училища подчинялись разным ведомствам (к 60-м гг.). Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме. В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.
75.Школа и пед. мысль в России в период 70-80-х годов 19в.
В 70-80-х годах усилилась политическая реакция в России, что сказалось на народном образовании. Преобразования производились министрами народного просвещения Д.А. Толстым и И.Д. Деяновым. Главное содержание преобразований было направлено на укрепление классицизма в средней и высшей школе. Так обучают в западных школах.Противники говорили: В основу гуманного образованиянужно положитьне классические языки, а родной язык. Он имеет воспитательную силу (К.Д. Ушинский). В 1871 г. классицизм победил. В середине 80-х гг. снова возник вопрос о социальном составе учеников средних учебных заведений. (В гимназиях могли за плату обучаться все, без различия сословий и вероисповеданий, но несмотря на то, что плата за обучение все время повышалась, гимназии не были полностью освобождены от детей малоимущих.) В 1887 г. появился печально знаменитый тайный циркуляр о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды. Были закрыты приготовительные классы при гимназиях (1/3 в них были детьми из низших слоев общества). Поступление в гимназию проводилось на основании испытаний, а подготовиться к ним могли только дети из богатых семей. В средней школе упорно насаждался классицизм, в чем царское правительство видело средство отвлечь молодежь от вопросов современности, от участия в политических кружках. В этот период была ликвидирована автономия университетов, студенческие организации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов подвергался репрессиям. Учебные книги Ушинского долгое время были запрещены. Земские школы не находили должной поддержки со стороны царского правительства. За 20 лет было открыто земских школ втрое меньше, чем за предыдущие 10 лет, хотя потребность в сельских начальных школах с каждым годом все увеличивалась. В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. В место них открывали казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу».