Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация .
В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педагогических образовательных учреждений.
Основные формы развития проф. – пед. культуры учителей:
· Методические советы (определяют тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей.)
· Предметное педагогическое объединение (они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников. )
· Единый методический день в школе (служит для подведения промежуточных итогов методической работы за четверть)
· Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя),
Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.
Три вида комиссий:
· главная аттестационная комиссия (на уровне области)
· районная, городская комиссии
· аттестационная комиссия образовательного учреждения
Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, — это присвоение квалификационной категории.
50Соц. педагогика как наука и область пед. деят – ти.
Это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.
Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом:
1. воспитательная,
2. социально-правовая,
3. социально-реабилитационная.
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
51Соц. педагог.
Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.
В этом одна из главнейших задач социального педагога.
Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспитательной работы.
Методы работы социального педагога Самый распространенный и естественный метод наблюдения. Именно он дает больше все-
го материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, поможет составить представление о ребенке знакомство с биографией, его поступками и мотивами поведения.
Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.
Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.
Представляют интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.