Принципы, методы и приемы семейного воспитания

Принципы воспитания

Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

В то же время принципы воспитания - это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Современная отечественная система семейного воспитания руководствуется следующими принципами:

• связь воспитания с жизнью, трудом;

• опора на положительное в воспитании;

• гуманизация воспитания;

• личностный подход;

• единство воспитательных воздействий членов семьи.

Связь воспитания с трудом

«Не для школы - для жизни» - такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому ребенка необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, дети приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от родителей умения обеспечить:

• понимание ребенком роли труда в жизни общества и каждого
человека;

• уважение к людям труда, создающим материальные и духовные
ценности;

• бережное отношение к общественному достоянию и природным
богатствам;

Ориентация на положительное

Философская основа этого принципа - известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и т.д.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных», людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы воспитательная деятельность была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы ребенка (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе семьи.

Ориентация на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона.

Ребенок, которому часто напоминают о его недостатках, начинает терять веру в себя, свои силы и возможности. Родителям не стоит скупиться на комплименты. Они (комплименты) проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов.

Гуманизация воспитания

К принципу ориентации на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип - гуманизации. Он требует:

1. гуманного отношения к личности ребенка;

2. уважения его прав и свобод;

3. предъявления ребенку посильных и разумно сформулированных требований;

4. уважения к позиции ребенка даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5. уважения права человека быть самим собой;

6. доведения до сознания ребенка конкретных целей его воспитания;

7. ненасильственного формирования требуемых качеств;

8. отказа от телесных и других уничижающих честь и достоинство личности наказаний;

9. признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Личностный подход

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возрастных и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей ребенка. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы родители:

1. постоянно изучали и хорошо знали индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки ребенка;

2. умели диагностировать и знали реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации и др.;

3. постоянно привлекали ребенка к посильной для него и все усложняющейся по трудности деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4. своевременно выявляли и устраняли причины, которые могут помешать достижению цели;

5. максимально опирались на собственную активность личности;

6. сочетали воспитание с самовоспитанием, помогали в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7. развивали самостоятельность, инициативу, самодеятельность ребенка, не столько руководили, сколько умело организовывали и направляли деятельность.

При личностном походе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит взрослому, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в старшем дошкольном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать ребенка к труду, дисциплине, поведению в обществе.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться родителям, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанника.

Единство воспитательных воздействий

Этот принцип, называемый также принципом координации усилий членов семьи, школы и общественности требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли ребенку согласованные требования, шли рука об руку, помогая, друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - лебедю, раку и щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны.

Личность ребенка формируется под влиянием семьи, окружающего социума, общественных организаций, школы и т.д. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Родители должны быть воспитаны сами. У педагогов и родителей нет другого выхода, как культивировать у себя те качества, которые они
хотели бы прививать детям.

Методы и приемы воспитания

Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) - это путь достижения заданной цели воспитания. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение ребенка с целью выработки у него заданных целью воспитания качеств.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополняя, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно применять их - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.

Классификация методов воспитания

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения детей. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности -интеграктивной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания (Приложение №1.).

Методы формирования сознания личности

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) ребенком тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодействующий метод убеждения - пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия - пример.

Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа - служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике дошкольного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие дошкольником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Педагог или родители, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, - говорил римский философ Сенека, - короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей, люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдает в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Многие качества поведения дети данного возраста приобретают, подражая взрослым. Дошкольники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами самых близких людей: родителей, сестер, братьев и близких родственников.

Методы организации деятельности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности

Все методы этой группы основаны на практической деятельности детей.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. Он известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение - практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений -устойчивые качества личности - навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему-то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

Эффективность упражнений зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений;

2) их содержания;

3) доступности и посильности упражнений;

4) объема;

5) частоты повторений;

6) контроля и коррекции;

7) личностных особенностей воспитанников;

8) места и времени выполнения упражнений;

9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

10) мотивации и стимулирования упражнений.

Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта зависимость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы не забыть. Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков на ботинках, детям нужно их завязать в среднем около 200 раз. Что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств.

Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению - еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств, дефицит которых в современном обществе становится все ощутимее. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать
упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее
укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках. -

Система упражнения. Непременное условие эффективности упражнений - создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно развиваются и крепнут полезные навыки и привычки.

Требование - это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги и родители используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Среди косвенных требований выделяется и требование доверием. Когда между детьми и родителями складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное родителем, оно действует как сильный стимул.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жестокого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра - влияние действенное и гуманное.

Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме. Ребенок добровольно выполняет определенные правила поведения без всяких указаний со стороны.

Использовать игры целесообразно в тех случаях, когда:

1) цели деятельности недостаточно привлекательны для воспитанников;

2) процесс достижения цели скучный, однообразный и сопряжен с неприятными ощущениями.

Методы стимулирования

Впоследние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные научных исследований позволяют добавить еще один — субъективно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений - ярко выраженное деловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или доверием в виде поручения, ободрением. Поощрение вниманием возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам детей, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня - благодарности, награждения и т.д. - вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие детям длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения - кто есть кто. Детям, подросткам, юношам в высшей степени присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих - врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе. Соревнование — это метод направления естественной потребности дошкольников к соперничеству и приоритету воспитания нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, дошкольники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении! Да, многие ученые, считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать (З.Матейчик, Е.В.Субботский, Б.Спок и др.). Прощение, по сути, значит примирение, а оно поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть великодушными, способными прощать. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Ребенок совершил проступок, а папа говорит: «Я верю, что ты хороший, а хорошие дети так не делают». Подобное отношение к проступкам маленьких детей Е.В.Субботский называет бескорыстным, оно благотворно сказывается на нравственном развитии «нарушителей» общественных норм.[9]

Наши рекомендации