Цель и задачи семейного воспитания
Сегодня главная цель воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи семейного воспитания
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуальную личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.
Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма.
Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, следует сказать о наиболее важных для современной семьи. Особо следует отметить связь охраны здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате: детская мебель, приспособленная к его росту: одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде. И пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещение туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером: ежедневно принимать душ; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.
Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье - залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч.), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях. Поэтому в интересах охраны здоровья ребенка следует исключить позднее возвращение из гостей, отказ от дневного сна, неупорядоченное питание, как это часто случается, особенно в молодых семьях.
Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов. Сегодня можно говорить о двух крайностях организации детского питания в семье: усиленное внимание родителей к питанию ребенка, что ведет к перееданию, ожирению, и, напротив, достаточно безразличное отношение к тому, когда и что поел ребенок. Излишняя упитанность детей из-за перекармливания появляется уже в раннем возрасте, однако она редко волнует родителей, хотя и бывает одной из причин крапивницы и экземы, респираторных заболеваний, более поздним овладением ходьбой и т.д. Напротив, молодые родители часто с гордостью говорят о быстрой прибавке в весе ребенка первого года жизни, ошибочно считая это признаком хорошего развития малыша, между тем именно в первый год жизни из-за перекармливания происходит рост жировых клеток, которые остаются на всю жизнь, увеличиваясь в размерах в сотни раз. Полные, упитанные дети- дошкольники обычно слабее худощавых, чаще и тяжелее болеют.
Одно из средств повышения защитных сил организма - закаливание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям. Это надо иметь ввиду родителям, которые буквально с первых дней жизни малыша стараются его укутать, потеплее одеть. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, формируется большая уязвимость растущего организма. Прежде всего, ребенка необходимо избавить от имеющегося перегревания (снизить температуру воздуха в комнате до 18 градусов, воды для умывания, проветривать помещение). Далее следует обеспечить его рациональной одеждой, не препятствующей его движениям.
В условиях семьи целесообразно использовать такие закаливающие процедуры, как создание контрастных температур в быту (например, игра с бегом из прохладного помещения в теплое), ходьба босиком (по коврику, паркетному полу, траве, песку), сон на свежем воздухе, обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоеме, солнечные ванны.
В последние годы многие родители стали приобретать разного рода тренажеры, спортивные центры, заниматься с детьми гимнастикой, бегом, ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде и т.д. Все это заслуживает всяческого одобрения при условии соблюдения правил безопасности, четкой дозировки занятий, учета возрастных возможностей детей, чтобы не допустить их переутомления. Каждой семье доступны занятия спортом, которые способствуют развитию у детей двигательных качеств, ловкости, силы, выносливости организма. И еще один важный момент: воспитание здорового ребенка облегчается, если протекает на положительном эмоциональном фоне, преобладает оптимистическое настроение. Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей, других членов семьи, демонстрирующих свою любовь к физической культуре, приверженность к здоровому образу жизни.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности ипостоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания. Интеллект ребенка, впрочем, как и интеллект взрослого человека, представляет собой специфическую форму организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающую возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях: оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи. Вот, например, прогулка с ребенком в сквер (парк, лес), представляющая богатейшие возможности для развития познавательной активности, речи ребенка.
Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. А это значит, важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.
Нравственное воспитаниев семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети - христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными. Известно, что за всю многовековую историю человечество выработало мораль, т.е. совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и межличностного общения, предъявляемых обществом каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений.
Ребенок начинает приобщаться к моральным ценностям человечества и конкретного общества с раннего возраста в процессе взаимодействия с членами семьи, которые составляют первую в его жизни референтную группу (А.В. Петровский). Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Однако настоящее время характеризуется значительным разбросом ценностных ориентации в обществе. Отсюда и разные подходы к нравственному воспитанию детей в семье: одни ориентируются на духовно - моральные нормы, запечатленные в религии, другие отдают предпочтение сугубо национальным ценностям, третьи находятся под непосредственным влиянием современной жизни, богатой такими негативными явлениями, как агрессивность, обман, культ силы и изворотливости. Исходя из ценностей, исповедуемых семьей, родители стремятся к формированию у ребенка тех качеств личности, которые, по их мнению, помогут наиболее успешно и безболезненно адаптироваться к жизни в обществе. В перечень таких качеств попадают и те, которые вряд ли можно отнести к нравственным (например, индивидуализм, жестокость, национализм). Между тем именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями - в детском саду, школе, жизни.
Семья обладает несомненным преимуществом перед общественными институтами воспитания (детским салом, школой) в формировании таких нравственных качеств, как гуманные отношения, коллективизм. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все его члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. Уже в 3-4 года ребенок может ощущать свой положительный или отрицательный «вклад» в семейные отношения, если его приучают элементарно заботиться об окружающих, чувствовать их настроение. Как только он внутренне созреет, следует учить его давать и принимать, делиться с другими, отказываться от чего-либо ради других. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. В кругу семьи у ребенка возникает уникальная возможность радовать близких вниманием, добротой, выдумкой, плодами своего труда. Ребенок начинает понимать, что во имя радости других иногда приходится жертвовать своими удовольствиями: разделив шоколадку на всех членов семьи, довольствуешься маленьким кусочком; чтобы поприветствовать папу, пришедшего с работы, отвлекаешься от игры, телевизора и т.д. Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В.А. Сухомлинский).[6]
В дошкольном возрасте возникают первые дружеские отношения, первоначально они еще не отличаются особой прочностью и продолжительностью, но в старшем дошкольном возрасте дети дорожат дружбой (Т.А.Маркова).[7] Задача родителей уважать выбор ребенка, не решать за него, кто ему подходит, а кто нет. Надо, конечно, различать хороших и плохих друзей. Добрых ценить и уважать, тактично оберегать от злых. Но запретами мало, что удастся сделать, пока сам ребенок не увидит «пороки» того, кого выбрал в друзья. Однако страх родителей перед «плохими» друзьями ребенка не должен стать причиной того, что его изолируют от детского общества. Общаясь с детьми, с которыми его связывают избирательные симпатии, ребенок учится уступать, сотрудничать, испытывая при этом богатейшую гамму чувств: сопереживание, сочувствие, восхищение, одобрение, нежность и т.д. Общение с друзьями требует времени и места, и то и другое необходимо обеспечить родителям. Двери дома должны быть открыты для друзей ребенка. Для детей ходить в гости друг к другу, узнавать чужие семьи - своеобразная школа жизни, обогащающая их социальный опыт. Совместные игры и занятия дома, прямо или косвенно направляемые взрослыми, содержательнее, эмоциональнее, теплее, чем те, что возникают во дворе. А это, не идет ни в какое сравнение с такими мелочами, как возможный беспорядок, шум, создаваемый играющими детьми. День рождения ребенка немыслим без участия его друзей. И здесь необходима тактичная помощь родителей: кого и как пригласить, какие сюрпризы для них приготовить, какие организовать игры и развлечения и т.д. Сколько проблем воспитания добрых чувств удается при этом решить! Кого приглашать (как быть с Сережей, который не приглашал тебя на свой день рождения; с Вовой, которого никто из ребят не зовет на день рождения, потому что у его мамы нет денег на подарки; с девочками), какие развлечения придумать, чтобы было интересно всем гостям, чем угощать; как себя вести, если получишь одинаковые подарки или не получишь подарка и т.д.
Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить сегодня в связи с усилением деструктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки. Обращение к ним не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практикой пути приобщения детей к искусству (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина). Привязанность к народному слову, произведениям декоративно - прикладного творчества, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе, искусству, которая сопровождает человека всю жизнь. В жизнь ребенка входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения изобразительного и театрального искусства. К старшему дошкольному возрасту дети должны иметь представление о разных видах и жанрах искусства, знать наиболее выдающихся писателей, композиторов, художников, скульпторов, артистов и т.д.
Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книги дает значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга - произведение искусства. Любимая книга сопровождает ребенка все его детство, а во многих семьях детские книги передаются из поколения в поколение как реликвии. В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей успешной жизни.
В исследованиях Д. О. Дзинтере выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально - положительный настрой для выполнения задания, обязанностей, поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности ребенка, недостаточной его умелости, которые обусловлены возрастными психологическими особенностями. Негативно сказываются на развитие ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Так, дети часто используют взрослые инструменты труда (лопата, грабли, ведро), им предлагаются задания, требующие напряжения зрения, однообразной позы (например, перебирать крупу, вдевать нитку в иголку для шитья). Наконец, родителям следует воздерживаться от перебранок, споров в присутствие ребенка по поводу того, кто что делает и не делает в семье, избегать отрицательных отзывов о своей собственной работе, например: «Завтра понедельник: как не хочется идти на работу!». Такие высказывания могут быть сделаны под влиянием сиюминутного настроения, а маленький ребенок принимает их всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких и любимых людей трудиться. Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.
Таким образом, для родителей семейное воспитание - процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо помнить, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач. Семейное воспитание определяется как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.[8]