Глава 8. Имитация простых движений (действий)
Нормальные дети обычно овладевают сложным поведением, включающим в себя игру и спорт, наблюдая за поведением других людей, а в случае с языком, слушая, как говорят другие. Таким образом, дети овладевают основными социальными, игровыми и языковыми навыками при помощью имитации. Во время работы с детьми с задержкой развития вы увидите, насколько эти дети плохо имитируют ваши движения, или имитируют их неправильно. Быть может нежелание учиться важным умениям от людей в повседневной жизни у таких детей объясняется их неспособностью имитировать правильно.
Наше исследование окончательно продемонстрировало, что ребенок должен сначала научиться повторять простые движения, просто глядя на взрослого, и только потом сможет начать повторять более сложные движения. Программы в этой части учат ребенка основам имитации основных движений (что некоторые называют созданием тенденции к имитации или способности к имитации). Именно сейчас ваш ребенок должен научиться копировать или имитировать основные движения (такие как поднимание рук, сгибание коленей, касание носа), когда вы командуете: «Сделай это», и ребенок выполняет вашу просьбу. И теперь это освоеное умение имитировать может служить основой для овладения навыками самообслуживания, игры, спорта и других социальных взаимодействий. Копирование поведения других людей может помочь в целом социальному и интеллектуальному развитию ребенка. Постоянно помните, что занятия по обучению имитации позволяют ребенку больше обращать внимание на людей вокруг, интересоваться тем, что делают окружающие, и, самое главное, учат ребенка вести себя адекватно в различных ситуациях.
Как только нам удастся научить ребенка спокойно сидеть на стуле достаточное количество времени (2-5 минут), сосредоточиться и сконцентрировать внимание на лице учителя, имитационный тренинг можно начинать. Важно помнить, что контакт глаз может улучшиться, как только ребенок научится имитировать первые движения. Однако, если ребенок часто отвлекается на разрушительное поведение, такое, например, как самостимуляция или чрезвычайный гнев, котакт глаза в глаза должен быть установлен до начала занятия. Если ребенок не смотрит на вас, он скорее всего не увидит ваших инструкций, а это значит, что вам надо преодолеть его раздражение и самостимуляцию и продолжать устанавливать контакт глаза в глаза, и только после этого вы сможете начать занятие. Может получиться так, что пока вы активно пытаетесь работать, ребенок просто сидит, закатывает глаза, или смеется, или хлопает в ладоши, или просто отвлекается. Вам необходимо прекратить такое поведение. Дайте ребенку понять, что вас интересует только занятие, и вы не будете обращать внимание на его капризы, плач, протесты, гнев, самостимуляцию, и вообще на любые его действия, которые мешают занятию. Вы без сомнения обнаружите, что ребенок станет уважать вас, как только вы сможете контролировать его поведение.
Вам необходимо записывать все достижения ребенка во время занятия. Либо вы, либо внимательный наблюдатель, должны записывать все достижения ребенка, указывая число попыток, название движения, которому вы пытаетесь его научить, и как он повторяет за вами – правильно или неправильно, или требует подсказки. Существует еще один способ контроля – за вами и ребенком наблюдает беспристрастный наблюдатель, который после занятия анализирует с вами вашу программу и систему подсказок. Примерно через час ребенок должен в той или иной степени повторить за вами ваши движения. К этому времени вы должны понять, есть ли прогресс в поведении ребенка или нет. Если ребенок не отвечает на ваши действия, вам необходимо сменить методику. В этом случае вам надо проанализировать все аспекты вашей методики, такие как поощрения и подсказки, а также проанализировать поведение ребенка – уровень его самостимуляции; может быть вам необходимо быть с ребеноком построже, или изменить методы работы каким-нибудь другим образом.
Начинать обучение имитации следует с самых простых движений, таких, например, как поднимание рук.
Имитация базовых движений
Поднимание рук
Шаг 1: Ребенок сидит напротив вас, руки сложены на коленях, внимание сосредоточено на вашем лице.
Шаг 2: Стимул. Громко произнесите команду: «Сделай это», - одновременно поднимая свои руки прямо над головой. Если ребенок не хочет повторить ваше движение, вам надо подсказать ему так, чтобы он попробовал это сделать правильно.
Шаг 3: Подсказка. Повторите команду: «Сделай это», - одновременно поднимая руки, как в шаге 2. После того, как вы покажете, как поднимать руки, сами поднимите руки ребенка за запястья и подержите их у него над головой несколько секунд. Вы можете также попросить ассистента, стоящего у ребенка за спиной, помочь вам (поднять руки ребенка). Также словесная команда «Подними руки» может служить своего рода подсказкой для некоторых детей. Когда ребенок начнет правильно выполнять вашу просьбу, похвалите его или дайте ему в качестве награды что-нибудь съедобное, то, что он любит. Try to reward the child while he still has his arms raised. Попытайтесь поощрить ребенка в тот момент, когда он стоит с поднятыми руками.
Шаг 4: Отмена подсказки. Если ребенок не выполняет вашу просьбу в следующей попытке и не поднимает руки прямо над головой без подсказки, описанной в шаге 3, вам необходимо подсказать ему в нескольких следующих попытках, потом попытаться уменьшить количество подсказок, или совсем их прекратить (в следующих 10 попытках). Например, скажите «Сделай это», а затем поднимите руки ребенка так, чтобы они были параллельны и прямо над головой, затем отпустите руки ребенка и сразу же поднимите свои руки над головой. Если ребенок продержит руки поднятыми хотя бы секунду, немедленно поощрите его. Если же он сразу же опустит руки, начинайте все сначала, используя подсказку, описанную в Шаге 3.
Шаг 5: Если ребенок правильно выполняет задание несколько раз подряд с подсказками, описанными в шаге 4, вам надо постепенно отказываться от подсказок, пока вы не добьетесь своей цели. Скомандуйте «Сделай это», возьмите легонько запястья ребенка, потяните его ручки вверх (не держите их слишком долго), и сразу же поднимите свои руки над головой. Если ребенок удерживает свои руки вверху, подражая вам, даже очень короткое время, сразу же поощрите его. Если же он не отвечает правильно, вернитесь обратно к подсказке, описанной в Шаге 4.
Шаг 6: Даже если подсказка, описанная в шаге 5, позволяет ребенку отвечать правильно на ваши просьбы, вы в дальнейшем должны постепенно отменять ее. Вместо того, чтобы брать руки ребенка и поднимать их, как это описано в шаге 5, просто подтолкните руки ребенка в нужном направлении вашими пальцами, когда вы начинаете поднимать свои руки вверх. Если ребенок поднимает руки, повторяя движение за вами, сразу же поощрите его и попробуйте в следующей попытке совсем не пользоваться подсказками.
Убедившись в том, что ребенок отвечает правильно при каждой попытке, вы должны постепенно отказываться от подсказок до тех пор, пока он не начнет повторять за вами движения вообще без подсказок. Помните, что от подсказок надо отвыкать постепенно. Ребенок должен правильно выполнить несколько последовательных попыток с одинаковыми подсказками прежде, чем вы уменьшите количество подсказок или совсем откажетесь от них. Если ребенок не выполняет за вами движения, когда вы начинаете уменьшать количество подсказок, вернитесь назад к эффективным и более очевидным подсказкам; таким образом, используйте подсказки, если вы понимаете, что это позволяет ребенку правильно выполнять движения за вами. Однако помните, что более слабые подсказки действуют не так эффективно, как обычные. Очень часто ребенку не нужны настолько явные и подробные подсказки, как вы можете предположить. Ребенок просто не обращает внимание на то, что происходим вокруг него. Одна из самых распространенных характеристик многих детей это то, что они стараются сделать как можно меньше из того, что вы пытаетесь заставить их сделать, если они чувствуют, что этого можно вообще не делать. Итак, будьте строги и конкретны с ребенком, когда выполняете все эти шаги. Переходить к следующему шагу вы можете только в том случае, когда ребенок способен повторить за вами движение без подсказки вообще в серии из нескольких попыток. Критерием выполненности задания считается, если ребенок ответил правильно на 9 заданий из 10, или на 18 из 20.
Следующее движение, которому вы будете учить ребенка, должно быть совершенно непохожим на предыдущее, чтобы ребенок мог четко различать их. Следующим нашим движением будет «Дотрагивание до носа», потому что это совершенно отличается от задачи «Поднимания рук».
Дотронься до носа
Шаг 1: Ребенок сидит напротив вас, его внимание сосредоточено на вашем лице.
Шаг 2: Побуждение. Скажите «Сделай это», одновременно поднимите свою руку и дотроньтесь до своего носа указательным пальцем.
Шаг 3: Подсказка. Если ребенок не повторяет за вами правильно и не дотрагивается до своего носа, или он делает ошибку при поднимании рук (это тоже может быть), вам необходимо начать серию подсказок, в зависимости от того, что делает ребенок. Например, если ребенок совсем не реагирует на вашу просьбу, вы должны словами скомандовать «Сделай это», одновременно с этим взять одну руку ребенка, дотронуться ей до его носа, подержать ее недолго, одновременно с этим другой своей рукой дотронуться до кончика своего носа. После этого сразу же похвалите ребенка за то, что он хорошо выполнил задание.
Если ребенок в ответ на просьбу просто поднимает руки, вы должны сказать «Нет» громко и отчетливо, чтобы стало ясно, что ребенок пока еще не способен внимательно слушать и понимать, что происходит вокруг него и что он него требуют. После того, как вы произнесли слово «Нет», не смотрите на ребенка 5 секунд, а потом начинайте следующую попытку. Скажите «Сделай это», и подскажите ребенку так, как мы описывали в этом шаге.
Шаг 4: Постепенная отмена подсказки. Вы должны постепенно отказываться от всех подсказок, если чувствуете, что ребенок способен выполнить вашу просьбу (дотронуться рукой до кончика собственного носа) без всяких подсказок. Например, после использования в нескольких попытках подсказок, описанных в Шаге 2, постарайтесь отменить их таким образом, что просто направьте руку ребенка к носу, а потом отпустите ее и дождитесь, пока он сам дотронется до носа. Если ребенок задержит свою руку на носу хотя бы на несколько секунд, громко похвалите его за хорошее выполнение задания. Если он сразу же опустит руку, снова используйте подсказку, описанную в Шаге 2. Как только ребенок начнет правильно выполнять задание с ослабленной подсказкой, старайтесь в нескольких следующих попытках все больше и больше ослаблять подсказки. После нескольких удачных попыток на этом уровне, постарайтесь еще больше ослабить подсказку. Например, вы можете просто потянуть руку ребенка с коленей по направлению к голове. Если ребенок дотронется до кончика носа, похвалите его за это, и попробуйте вообще обойтись без подсказки. Если же следующая попытка окажется неудачной, вернитесь на шаг назад к более очевидной подсказке.