Глава 6 Управление и удержание внимания ребенка
Этот раздел программы «подготовки к обучению» состоит из двух процедур. Первая заключается в том чтобы научить ребенка визуально следить за вашим лицом (установление визуального контакта). Вторая – общая процедура обучения ребенка основам поведения, таким как визуально следить за объектами среды, к которым вы хотите привлечь внимание.
«Посмотри на меня»
Используйте команду «посмотри на меня», чтобы установить визуальный контакт. Прежде чем вы начнете обучение этой процедуре, удостоверьтесь в том, что ребенок научился правильно сидеть и быть внимательным.
Шаг 1: Пусть ребенок сядет на стул лицом к вам.
Шаг 2: Давайте команду «Посмотри на меня» каждые 5-10 секунд.
Шаг 3: Вознаграждайте ребенка похвалой и едой, если он правильно смотрит вам в лицо. На начальной стадии правильным считается, когда ребенок смотрит вам в лицо по крайней мере 1 секунду и в течение 2 секунд после того как была дан команда. То есть, вам ясно, что он смотрел на вас и его реакция достаточно четкая, таким образом, он знает, за что его вознаграждают. В целом, если у вас ясное представление о том, что вы вознаграждаете, он поймет. Скажите «хорошо смотришь» и одновременно покормите его.
Шаг 4: Если ребенок не следит визуально за вашим лицом в течение 2-х секунд, смотрите в сторону в течение 5 секунд и затем повторите команду.
Шаг 5: Некоторые дети не будут смотреть на вас, когда вы скажете «посмотри на меня». Следовательно, вам придется побудить ответную реакцию. Вы можете это сделать, держа еду (или что-то другое на что посмотрит ребенок) прямо на линии видения между вашими глазами и глазами ребенка и в то же время отдать команду. Повторите команду («Посмотри на меня») и одновременно покажите подсказку (поместите еду на линию видения и вровень с вашими глазами).
Шаг 6: Когда визуальный контакт имеет место в течение 2-х секундных интервалов 10 последовательных команд, постепенно и систематично уменьшайте подсказку, пряча ее в руке и постепенно сокращая движение руки при последовательных командах.
Шаг 7: Для увеличения продолжительности визуального контакта постепенно откладывайте давание еды, но хвалите и тем самым удерживайте контакт. То есть, увеличивайте продолжительность контакта, прежде чем ребенок получит еду. Про себя считайте до двух, прежде чем вознаградить его, затем до трех, затем до пяти и далее, с тем, чтобы он медленно учился смотреть на вас в течение все более долгого периода времени.
Отметьте что-то крайне важное в этой работе: у вас появилось очень ясное представление о том, что является правильной ответной реакцией и о том, что является неправильной реакцией. Это крайне важно, поскольку теперь вы знаете, когда вознаграждать и когда не вознаграждать. Вы можете быть последовательны. Вы знаете чего хотите и не станете сомневаться или мучиться с деталями, не имеющими прямого отношения к выполнению конечной цели. Это крайне важно при обучении детей с замедленным развитием. Они не «прощают» ошибок так как это делают нормальные дети.
Лучше всего начать обучение визуальному контакту, когда ребенок сидит на стуле, так как стул обеспечивает простую обучающую ситуацию с малейшей степенью отвлечения внимания. В таких обстоятельствах легче для вас получить контроль. Однако, если ребенок только учится смотреть на вас, когда сидит на стуле, у его нового поведения будет ограниченная ценность. Следовательно, необходимо начать распространение этого обучения (как вы проделали с сидением на различных стульях). После того как он овладел тем, чтобы смотреть на вас сидя на стуле, сделайте так, чтобы он смотрел на вас стоя, когда он в других комнатах и т.д., и вознаградите его за это. Поощрите его за более длительные периоды визуального контакта, начиная с 1 секунды и медленно увеличивая до 2-х, 3-х и более, прежде чем вознаградить его.
«Обними меня»
Поэтапные процедуры обучения «Сидеть» и «не шевели руками» (Глава 5) и «посмотри на меня» (выше) обеспечили общий формат для того, чтобы сейчас научить ребенка визуально следить за выборочными предметами в среде, а также обучать другим основным поведениям. Вы, возможно, захотите испробовать некоторые их них сами. Например, одно из ранних поведений, которым мы учим ребенка – обнять взрослого, когда он говорит «Обними меня». Вы можете организовать обучение этому поведению, следую следующим этапам:
Шаг 1: скажите «Обними меня» и побудите (например, физически подтолкните) ребенка, так чтобы его щека кратковременно соприкоснулась с вашей. Вознаградите его едой в тот момент, когда его щека соприкоснется с вашей.
Шаг 2: постепенно удаляйте побуждение, но при этом пусть указание («Обними меня») будет громким и четким.
Шаг 3: постепенно начните удерживать награду в зависимости от более и более долгого объятия. Медленно продвигайтесь от объятия продолжительностью 1 секунда до объятия продолжительностью 5-10 секунд. В то же время требуйте более полного объятия, так чтобы он обнимал вас руками за шею, сжимал сильнее и т.д. Если необходимо, побуждайте эти дополнительные поведения.
Шаг 4: распространяйте это обучение на различную среду и на различных людей. Постепенно «истончите» график вознаграждения, так чтобы вы получали все больше объятий при все меньшем количестве вознаграждений.
Удержание внимания
Ожидайте того, что пока вы будете учить ребенка визуально уделять внимание, он может попытаться встать со стула или впасть в истерику. Будьте строги и требуйте, чтобы о время обучения не было разрушительного поведения, и он правильно сидел. Иначе обучающая ситуация превратится в чистый хаос.
Даже на этих начальных стадиях многое может пойти не так. Если ребенок как вам кажется не учится или начинает терять то, чему уже научился, ожидайте ошибок со стороны учителя. Как правило, именно учитель не выполняет учебную последовательность надлежащим образом. Здесь очень кстати «встречи персонала», которые помогают увидеть ошибки. Одна из наиболее распространенных ошибок случается, когда «Нет» начинает звучать как «Хорошо». Учитель измучен и ему необходима «подзарядка». «Нет» должно звучать как ярость (иногда), а «Хорошо» должно сопровождаться множеством улыбок, поцелуев и объятий. Играйте с нажимом, станьте актером и в действительности преувеличивайте выразительность (до тех пор, пока ребенок не будет знать, что вы играете, и будет думать, что вы беретесь за дело всерьез).
Вторая причина отсутствия удержания – по своей природе мотивационная. Если вы применяете вознаграждение в форме еды, не начинайте обучение после приема пищи. Как правило, ребенок не съест много, если сыт. Не используйте большие кусочки (размером со столовую ложку) - ими ребенок вскоре пресытится. Вместо этого на ранней стадии обучения удостоверьтесь в том, что ребенок голоден (работайте с ним в то время, когда нужно принимать пищу, делайте так, чтобы он ее пропускал, давайте ему маленькие кусочки и т.д.). Это может показаться жестоким, но это не так, если он начинает учиться, а награды в форме еды – временное явление.
Основная проблема, связанная с «подготовкой к обучению», однако, заключается в контроле вспышек раздражения (истерик). В следующей главе обсуждается устранение разрушительного поведения.