Поведения, для которых может использоваться наказание
Чтобы сформулировать правила относительно того использовать ли наказание, необходимо рассмотреть ряд проблем, особо мешающих отсталому ребенку. Одна из проблем, с которой сталкиваются родители и учителя детей с отклонением развития, выяснить, какие поведения настолько неадекватны, что это служит оправданием для использования физических аверсивов. Одно из таких поведений – нанесение вреда себе. Экстремальный пример: к нам недавно обратились за советом, о том, как лечить тяжелую форму нанесения вреда у 10-ти летнего мальчика, который страдает этим с 2-х лет. Большую часть жизни он провел в лечебном учреждении, так как родители с ним не справлялись. Он был умственно отсталый и имел «признаки аутизма». Было испробовано несколько вмешательств, включая смену больниц, применение лекарств в различных количествах, психотерапия и продолжительные периоды физического ограничения среди прочих. На голове и на лице были рубцовые ткани от нанесенных самому себе ран, уши были увеличены до размера теннисного мяча и полны крови, нос сломан, колени повреждены, поскольку он часто бил ими по голове, а в последнее время он ударял локтями по бокам таким образом, что разорвал себе легкие. Если бы это поведение продолжилось, он бы умер.
У других детей есть определенные проблемные поведения, которые хотя и не опасны для жизни, как причинение себе вреда, однако являются серьезным вмешательством в процесс обучения. Для этих поведений также могут потребоваться крайнее вмешательство, такое как физические аверсивы. Например, многие умственно отсталые и психотичные дети могут попробовать измазывание фекалиями. В действительности, большинство нормальных детей может попробовать измазывание фекалиями, но перестает это делать. Однако, некоторые люди с отстающим развитием продолжают измазывать лицо во взрослом возрасте.
Жуткое зрелище – смотреть на 25-ти летнего взрослого, размазывающего собственные фекалии по лицу, волосам и рту. Он от этого не умрет, но в большинстве случаев такое поведение препятствует нахождению такого человека дома с родителями. Фактически рождается уверенность в том, что такой человек будет не слишком популярен среди больничного персонала в лечебном учреждении и вероятно будет переведен в менее благоприятное отделение. Хотя, по всей вероятности, как и в случае прекращения нанесения вреда себе здесь тоже могут применяться аверсивы.
Некоторые дети настолько агрессивны, что представляют опасность для других детей. Особенно серьезная ситуация возникает при угрозе жизни младшего брата или сестры. Мало кто знает, какими тиранами могут быть умственно отсталые или психотичные дети и насколько тираническое поведение изолирует их от нормальной среды. Учителя не допускают много агрессивного поведения в классе. Если ребенок ведет себя слишком агрессивно в государственной школе, его могут исключить. Неспособность оставить ребенка в местной школе может иметь губительные последствия. В государственных больницах масса детей, которые могли бы быть снаружи, если бы им не позволили развивать обреченное на провал поведение такое как чрезмерная агрессия. Зачастую родителям таких детей помог профессионал, действующий из лучших побуждений, но вероятно неправильно информированный, который был больше озабочен защитой абстрактных идеалов о совершенном обществе (где нет аверсивов), а не тем, чтобы помочь людям справиться с земными повседневными проблемами, связанными с тем как жить со злым отсталым человеком.
Вышеупомянутые поведения – нанесение себе вреда, агрессивные нападения на других и другие, такие как размазывание фекалий, поедание электрошнуров и выбегание под колеса автомобиля – поведения, представляющие немедленную угрозу выживанию ребенка, и большинство людей согласится с тем, что при необходимости для их прекращения должны применяться аверсивы.
Для других поведений решение о необходимости использования физического наказания не так ясно очерчено, хотя эти поведения также могут наносить вред ребенку. Например, есть группа поведений, таких как бесконечное раскачивание, вращение, вращение глазами, размахивание руками, пристальный взгляд и т.д., которые производят впечатление, как «вызывающие привыкание». Такие поведения называют самостимулирующими, они серьезно ограничивают реакцию ребенка на то, что говорит или делает учитель. При самостимулировании ребенок находится «вне этого». Вы можете попытаться подавить такие поведения, применяя наказание. Эти поведения обсуждаются в следующей главе.
Разрушительное и непредсказуемое поведение также может служить препятствием для развития ребенка. Например, очень мило раз в неделю ужинать всей семьей вне дома. В большинстве ресторанов от вас ожидают хорошего разумного поведения, что вы будете тихо сидеть и ждать, пока вас обслужат. Странное поведение, крик и т.д. обычно недозволительны. Такое серьезное разрушительное поведение может вызвать необходимость строгих дисциплинарных мер от родителя, таких как строгий выговор. Ребенок извлечет пользу из таких походов по магазинам с семьей, путешествиях или обедах вне дома, и такое наказание может быть наиболее подходящим способом исправить неадекватное поведение ребенка.