Б. Воспитание как сознательно и
Целенаправленно осуществляемый процесс.
В. Воспитание человека человеком.
Г. Процесс социализации.
2. К предмету педагогической науки можно отнести:
А. Воспитание человека как функция общества.
Б. Собрание правил воспитательной деятельности.
В. Определяющие развитие личности, противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса
Г. принципы и правила воспитательной деятельности.
3. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта – это…
А. Развитие.
Б. Воспитание.
В. Формирование.
Г. Социализация.
4. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков - это процесс…
А. Самовоспитания.
Б. Самообразования.
В. Самооценка.
Г. Саморазвитие.
5. Что определило развитие педагогики как науки?
А. Забота родителей о счастье детей.
Б. Биологический закон сохранения рода.
В. Прогресс науки и техники.
Г. Необходимость передачи социального опыта от одного поколения к другому.
6. Укажите наиболее точное определение педагогики в традиционной парадигме
А. Искусство, которое опирается на передовые достижения всех наук.
Б. Наука о человеке.
В. Наука о закономерностях развития воспитания, разрабатывающая цели, задачи, методы, содержание воспитания
Г. Наука, имеющая свой объект, предмет, методы изучения.
7. «Педагог» в переводе с греческого обозначает :
А. Учитель.
Б. Руководитель.
В. Детоводитель.
Г. Дидаскал.
8. На исторический характер воспитания указывает изменение
А Типов учебных заведений.
Б Целей, содержания, методов воспитания.
В Целей, содержания, форм, методов преподавания.
Г. Длительность обучения в учебном заведении
9. Воспитание, образование, обучение, формирование, развитие личности принадлежит категориальному аппарату:
А. Педагогики.
Б. Социологии.
В.Психологии.
Г. Философии.
10. Одной из задач педагогической науки является:
А. Исследование человеческой природы.
Б. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.
В. Разработка теоретических и методических оснований функционирования и развития педагогических процессов.
Г. Воспитание, обучение подрастающего поколения.
Блок 2
1. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических
А..Дидактика, психология, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика.
Б.Общая педагогика, возрастная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальная педагогика, история педагогики;
В.Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования;
Г.Общая педагогика, этика, эстетика, дошкольная педагогика, школоведение, история школы.
2. Исторически первой отраслью педагогической науки была
А. Общая педагогика.
Б. Социальная педагогика.
В. Возрастная педагогика.
Г. Школоведение.
3. Выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему связано с именем
А. Я.А. Коменского.
Б. И.Г. Песталоцци.
В. Л.Н. Толстого.
Г. К.Д. Ушинского.
4. Древний город, где государство распоряжалось жизнью детей с самого рождения
А. Афины.
Б. Спарта.
В. Троя.
Г. Фивы.
5. Автор книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
А. Н.И. Пирогов.
Б. Л.Н. Толстой.
В. К. Д . Ушинский.
Г. С.Т. Шацкий.
6. Воспитание детей в Спарте носило характер:
А. Гармонический
Б. Общинный.
В. Военно-физический.
Г. Гуманный.
7. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, называется:
А. Олигофренопедагогика.
Б. Сурдопедагогика.
В. Тифлопедагогика.
Г. Коррекционная педагогика.
8. Кому адресованы эти слова: «Учитель русских учителей»?
А. Я.А. Коменскому.
Б. К.Д. Ушинскому.
В. Л.Н. Толстой.
Г. В.А. Сухомлинский.
ТЕМА 5. «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
Блок 1
1. Структура методологического знания включает:
А) философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни;
Б) философский, общенаучный, конкретно-научный уровни;
В) философский, общенаучный, технологический уровни;
Г) общенаучный, конкретно-научный уровни.
2. Методология педагогической науки выполняет функции:
А) регулятивная, нормативная, предписания;
Б) регулятивная, нормативная;
В) технологическая, теоретическая;
Г) регулятивная, технологическая, нормативная.
3. Учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности называется:
А) методология;
Б) материалистическая диалектика;
В) гносеология;
Г) методология педагогической науки.
4. Функция методологии, предполагающая предсказание, предвидение развития явлений, событий, личности называется:
А) прогностическая;
Б) преобразовательная;
В) познавательная;
Г) организующая.
5. Уровень методологии, раскрывающий специфические для отдельно взятой науки законы, причинно-следственные связи и отношения называется:
А) общенаучный уровень;
Б) технологический уровень;
В) конкретно-научный уровень;
Г) философский уровень.
6. Культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия носит название:
А) педагогическая культура;
Б) общая культура;
В) методологическая культура;
Г) культура труда.
7. Уровень методологии, образуемый методикой и техникой исследования, набором процедур, обеспечивающих получение достоверных эмпирический материалов, носит название:
А) конкретно-научный уровень;
Б) технологический уровень;
В) общенаучный уровень;
Г) философский уровень.
8. Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи, причины явления называется:
А) гипотеза;
Б) предмет исследования;
В) новизна исследования;
Г) тема исследования.
9. Методологический подход, согласно которому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы называется:
А) полисубъектный подход;
Б) системный подход;
В) деятельностный подход;
Г) личностный подход;
Блок 2
1. Выделяются следующие группы методов педагогического исследования:
А) эмпирические, теоретические, комплексные методы;
Б) опросные, диагностирующие методы;
В) эмпирические, комплексные методы;
Г) методы моделирования, педагогический эксперимент.
2. Метод педагогического исследования, предполагающий обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе, совместное оценивание тех или иных сторон личности называется:
А) интервьюирование;
Б) педагогический эксперимент;
В) обобщение педагогического опыта;
Г) педагогический консилиум.
3. Опросный метод, предполагающий диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе носит название:
А) анкетирование;
Б) беседа;
В) наблюдение;
Г) интервью.
4. Метод педагогического исследования, определяющий в обобщенном смысле опытную проверку гипотезы называется:
А) наблюдение;
Б) эксперимент;
В) моделирование;
Г) метод индукции.
5. Этап эксперимента, в ходе которого разрабатывается методика исследования, план, программа, методы обработки полученных результатов получил название:
А) методический этап;
Б) аналитический этап;
В) теоретический этап;
Г) индуктивный этап.
6. Математический метод исследования, предполагающий расположение собранных данных в определенной последовательности называется:
А) шкалирование;
Б) регистрация;
В) ранжирование;
Г) рассеивание.
7. Метод теоретического исследования, предполагающий сжатое изложение основного содержания работы, статьи, книги называется:
А) реферирование;
Б) аннотирование;
В) цитирование;
Г) конспектирование.
8. Метод теоретического исследования, предполагающий дословную запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике, называется:
А) реферирование;
Б) цитирование;
В) аннотирование;
Г) конспектирование.
9. Методологический подход, согласно которому необходимо системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса называется:
А) культурологический подход;
Б) антропологический подход;
В) этнопедагогический подход;
Г) системный подход.
10. Методологический подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи называется:
А) этнопедагогический подход;
Б) культурологический подход;
В) деятельностный подход
Г) системный подход.