Теория и практика раздельного обучения и воспитания
«У мальчиков и девочек мозг устроен и работает по-разному. К тому же в 12–14 лет мальчики по своему биологическому и психологическому развитию отстают от девочек в среднем на два года. Подавление более взрослыми сверстницами может затруднить в мальчиках развитие мужественности и заставить их перенимать чисто женские качества характера.
Ясно, что работа в раздельных классах требует от педагогов понимания различий в физиологии и психологии детей. Например, в классе девочек разного рода соревнования учителям рекомендуют проводить осторожно, потому что женский пол более эмоционален и очень остро реагирует на неудачу, а мальчиков соперничество лишь подстегнет и заставит думать быстрее. Развиваются более уважительные отношения между мальчиками и девочками. Занятия для мальчиков должны проходить в прохладном помещении, иначе они засыпают и расслабляются. Для девочек же занятия должны проходить в более теплых помещениях.
На уроках было замечено, что мальчишки чаще готовы рисковать, например, при обсуждении проблемы или гипотезы, которую учитель может предложить в самом начале урока.
Девочки же к рисковым ситуациям относятся очень настороженно. Мальчишки с самого начала – индивидуалы, говорят и отвечают от первого лица, девочкам же надежнее находиться в пространстве «мы».
Для девочек ценность отношений более значима, чем для мальчишек, для мальчиков важно говорить о деле. Мальчишки слышат и понимают инструкцию через осознание сути, смысла, девочкам важны детали.
http://festival.1september.ru/articles/213661/
Из истории раздельного воспитания
До начала XX века не только в России, но и во многих странах Западной и Центральной Европы именно мужчине отводилась ведущая роль во всех сферах государственной и общественной жизни. Женщина должна была посвятить себя в основном семье, поэтому школьное образование девочек соответствующим образом отличалось по своему содержанию от подготовки мальчиков.Образование юношей и девушек было раздельным и в значительной мере сословным – его могли получить в основном дети из состоятельных и родовитых семей.
ГАЗЕТА ВЕСТИ ОБРАЗОВАНИЯ от 2014г.
Раздельное обучение: вчера, сегодня, завтра...
http://vogazeta.ru/ivo/info/14218.html
Смольный: несбывшиеся надежды
В России символом элитного закрытого учебного заведения для представительниц прекрасного пола стал Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году императрицей Екатериной II.
Смольный институт был рассчитан на воспитание за казенный счет 200 благородных девиц от 6 до 18 лет. Преподавались русский и иностранные языки, арифметика, география, история, словесность, архитектура, геральдика, музыка, танцы. Воспитанницы приучались также к поддержанию порядка и к домашней экономии, рукоделиям. Стихи, пение и всякие искусства входили в круг обучения, чтобы сделать девиц приятными членами общества.
Но очень скоро вместо добродетельных жен и матерей Смольный стал воспитывать светских женщин. В XIX веке Смольный институт становится все более замкнутым, привилегированным учебным заведением, в котором воспитанницам прививались светские манеры, сентиментальность.
Зигзаги истории
Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. Цель - устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин. С 1918 года в школах страны было обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, которое просуществовало до лета 1943 года.
Раздельное обучение пришлось на трудные военные годы. Во многих вновь созданных мужских и женских школах начало 1943/1944 учебного года проходило неорганизованно. Отмечалась большая неявка учащихся на занятия, острая нехватка учительских кадров.
С 1954 года в советских школах раздельное обучение детей и подростков, за исключением уроков труда, было ликвидировано.
Эпоха экспериментов
Так продолжалось вплоть до 90-х годов. Открывались авторские школы, новые методики, появились первые частные школы и вузы.
Большой популярностью пользовалась методика профессора В. Базарного, который предлагал комплекс оздоровительных технологий и раздельное обучение мальчиков и девочек. Методику Базарного в начале 2000-х взяли многие школы в разных регионах страны.
И все-таки она вертится...
Однако ставить крест на раздельном обучении преждевременно – до тех пор, пока на него есть спрос.
Несколько лет назад в столице открылся кадетский корпус № 9 «Ассоль», в который принимают девочек. Конкурс в это учебное заведение очень высокий.
Программа отличается от общеобразовательной наличием специфических предметов вроде истории казачества, а также большим количеством физической и военной подготовки. Барышни занимаются конным спортом, стрельбой из разных видов оружия, проходят строевую подготовку. Кроме того, девушкам-кадетам преподаются бальные танцы, этикет и игра на музыкальных инструментах. Режим в женском кадетском корпусе строгий: родители видятся с дочерьми только в выходные, все остальное время девочки живут в интернате.