И возможности их использования в средней школе

Китай-Городская

Интенсивное обучение – это не просто эффективное обучение, а такое обучение, при котором достигается max эффективности за min возможное время при min затратах усилий учащегося и учителя.

Определяющим в этом понятии является активизация обучения.

Под активизацией понимают: 1) активность со стороны обучаемого; 2) методы, активизирующие учебный процесс со стороны преподавателя.

Психолого-педагогические основы ИО:

Главным в понимании ИО является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности обучаемого и обучающего и наоборот:

1) наличие зоны ближайшего развития у взрослого;

2) оптимальные условия для обучения создаёт коллектив и складывающаяся в нём система специфических взаимодействий;

3) личностные особенности человека никогда не достигают своего предела, а способны совершенствоваться в течение всей жизни;

4) превращение потенциальных возможностей в актуальные. Человек не подозревает о наличии у него тех или иных способностей, но при грамотном подходе эти особенности могут раскрыться, ! когда цель становится личностно-значимой.

Принципы обучения:

1. Принцип личностного общения. Специфика такова, что требует от каждого обучаемого включения в совместную интеллектуальную деятельность. Эффективность коллективной учебной деятельности проявляется в изменении личности и уровня межличностного общения. Обучаемые вынуждены предъявлять к себе требования.

2. Поэтапно-концентрический принцип. Синтез –> Анализ –> Синтез. 1 этап – 2500 ЛЕ, 2 – 1200-1500 ЛЕ, 3 – 800 ЛЕ.

3. Личностно-ролевой принцип. Ролевое поведение как разновидность социального поведения. Личностное общение протекает в обстановке общения-игры, т.е. создаются естественные жизненные ситуации.

4. Принцип коллективного взаимодействия, при котором: а) учащиеся активно и интенсивно общаются друг с другом, расширяют свои знания; б) между обучаемыми складываются оптимальные взаимодействия, которые повышают эффективность обучения; в) условием успеха каждого является успехи других. Эффективно общение в триадах.

Содержание обучения:

Используются тексты-диалоги, дополнительные тексты, лексико-грамматические комментарии, обязательно наличие домашнего задания.

Важными являются коммуникативные задания, направленные на тренировку и практику общения + языковые игры.

24 вопрос

Материал строится по принципу устного опережения (нет текста перед глазами, только восприятие на слух).

Этапы обучения:

1 этап. Введение материала.

Важно не заучивание, а импринтинг (непроизвольное запоминание). Материал предъявляется 4 раза:

1) введение в новую тему, дешифровка материала. Нет экспромта в проведении, жесты, мимика, перевод.

2) подробно дешифруется языковой и речевой материал, непроизвольное запоминание. Смотрите, слушайте, повторяйте.

3) «активный сеанс». Цель – закрепление материала и его распознавание. От РЯ к ИЯ.

4) «музыкальный сеанс». Длительность – 10 минут. Создать этап отдыха, рефлексия. Текст читается под музыку.

2 этап. Активизация учебного материала.

= переработка материала. Его автоматизация, устойчивость речевого навыка.

3 этап. Тренировка в общении.

Выражение мысли, понимание мысли других, жёсткое управление.

4 этап. Практика в общении.

Более свободное и творческое использование материала. Гибкое управление.

Другие интенсивные методы:

1. Гипнопедия. Обучение языку во время естественного сна.

2. Релаксопедия. Обучение языку в состоянии мышечного и психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной тренировки, способствующей протеканию процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового материала и новой информации в большом V.

3. Ритмопедия. Основывается на создании особого состояния нервной системы человека, при которой достигается запоминание большого V языкового материала. Ввод информации происходит в период ритмостимуляций в сопровождении мелодичной, новой для слушателя, музыки, способствующей объединению логич. и эмоц. компонентов психики.

4. Методика «погружения». Предлагает систематическую, интенсивную, учебно-речевую, ситуативно обусловленную, учебно-коррекционную деятельность. Часто в рамках заданного сценария, в обстановке, max приближенной к реальной коммуникации.

5. Эмоционально-смысловой метод. Строится на широком использовании ролевых игр, проблемных ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного эмоционального настроя всей группы обучающихся.

6. Суггестопедический метод Лозанова (внушение).

Наши рекомендации