На НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ средней школы
Чтение – рецептивный ВД, заключающийся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора.
Сам процесс чтения, предполагающие анализ, синтез, обобщение, умозаключения и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль.
Чтение имеет 2 формы: про себя (внутреннее) и вслух (внешнее). Ч про себя – основная форма Ч – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; Ч вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.
Виды Ч:
1) по степени проникновения в содержания:
а) ознакомительное;
б) изучающее;
в) просмотровое;
г) поисковое.
2) по функции Ч:
а) познавательная функция;
б) ценностно-ориентационная функция;
в) регулятивная функция.
3) по глубине понимания:
а) чтение на уровне значений;
б) чтение на уровне смысла.
Ч имеет трёхфазовую структуру:
1) мотивационно-побудительная фаза. Зарождение потребности, желания, 19 вопрос
заинтересованности в её осуществлении;
2) аналитико-синтетическая фаза. Протекает либо только на внутреннем плане, либо во внутреннем и внешнем плане. Включает психические процессы: от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично неизвестного языкового материала и его узнавания к его осознанию и принятия смыслового решения;
3) контроль и самоконтроль. Обеспечивает вынесение понимания во внешний план, вербальный и невербальный.
Содержание обучения Ч:
1) иноязычный материал, облечённый в графическую форму;
2) умения в чтении.
На начальном этапе закладываются основы Ч.
Содержание обучения чтению на начальном этапе:
Отдельные слова.
Организовываются по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово содержит графический образ слова и картинку. После ключевого слова даются столбики слов и их грамзапись, что призвано обеспечить прослушивание образцового чтения слов и чтение за диктором, которое способствует закреплению в памяти графических образов слов благодаря активной совместной работе слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. При работе над Ч отдельных слов необходимо развивать и быстроту реакции на графический образ слова, т.е. обращать внимание на темп прочтения. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться flash cards с написанными на них словами.Большую помощь может оказать разрезная азбука. Она позволяет применять разнообразные приёмы, способствующие овладению графемно-фонемными соответствиями в английском языке. Обучение Ч слов, не поддающимся правилам, может осуществляться: 1) на основе слов с аналогичным звуком (run, jump, son, mother); 2) с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук (too, two, blue); 3) с использованием полной транскрипции (autumn); 4) по аналогии (right, night – light); 5) на основе чтения за учителем.
Контроль Ч слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе.
Словосочетания и предложения.
Чтение предложений разного типа (! ? .) даёт возможность как формировать технику чтения (процессуальный план Ч), так и «пропускать» через зрительный канал учащихся (печатное слово) всё то, что усваивалось устно. При обучении Ч предложений важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложение, как бы прочитать его про себя и стараться понять, о чём оно, и тем самым подготовиться к воспроизведению образцового чтения диктора или учителя. Затем он слушает, как нужно правильно прочитать, т.е. следит за образцовым Ч, понимает его и повторяет за диктором при хоровом чтении.
Контроль Ч предложений осуществляется вслух и индивидуально.
Текст.
При работе с текстом необходимо добиваться нормативно-выразительного Ч. Методика обучения такому Ч (Урубкова):
1) интонационная разметка текста. Цель – подготовить учащихся к осознанной имитации;
19 вопрос
2) коллективное Ч вслух (хором) размеченного текста. Приём акустической наглядности;
3) парное обращённое Ч. Цель – развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу;
4) индивидуальное шепотное Ч. Цель – укрепить артикуляционные Н;
5) индивидуальное контрольное Ч вслух.
Первоочередная задача на начальном этапе – обучение пользованию графической системой английского языка при самостоятельном озвучивании текста. С помощью Ч вслух происходит овладение Ч про себя