Занятие 29 тема: Обобщающее занятие за год
Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей.
Цель занятия – продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года.
Желательно проведение заключительного занятия в виде интеллектуальной игры ("Поле чудес", "Звездный час", "Что? Где? Когда?" или др.) с элементами театрализации, с игрушкой в роли ведущего, с конкурсами, призами, возможно присутствие родителей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, автор – отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер.
РТВ - развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.
ПРОТИВОРЕЧИЕ - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект и хороший и плохой, и большой и маленький, и крепкий и некрепкий, и горячий и холодный и т. п.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ - объяснение способов, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
– во времени:
в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла);
– в пространстве:
одна часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
– в системах:
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
– в отношениях:
объект для кого-то обладает одним признаком, а для другого – противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой);
СИСТЕМА - любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.
Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. – летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством – способностью летать.
ПОДСИСТЕМЫ - составные части (элементы), из которых состоит система.
НАДСИСТЕМА - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы –"девятиэкранки"или "пятиэкранки" (для детей).
"ДА-НЕТКА" - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только "да" или "нет". Задачи "да-нетки" решаются постепенным сужением круга поиска.
"Да-нетки" бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – "детективные" (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
Кроме того выделятся числовые "да-нетки" (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная "да-нетка" (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
ФУНКЦИЯ - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: для чего нужен объект?).
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
1. В объекте будущего отсутствуют недостатки ("плохое"), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется.
Например, карандаши не будут ломаться.
2. Объекта не будет, а функция будет выполняться.
Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет.
3. Объекта нет и функция не нужна.
Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..
ЭВРОРИТМ - прием фантазирования, при котором объект рассматривается в последовательности:
1. Функция объекта, противоречия в объекте.
2. Какими вариантами представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует).
3. Анализ ситуации: на Земле остался только один такой объект, какие последствия этого могут быть.
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция.
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется.
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема – Вайтинг Ч.(США)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема – Цвикки Ф. (Швейцария).
МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются "маленькие человечки", обладающие разными характеристиками: "твердые человечки" крепко держатся за руки и стоят на одном месте, "жидкие человечки" не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; "газообразные человечки" быстро бегают.
Литература
1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991.
2. Ардашева Н.И. и др. Истории про.… – Ульяновск, 1993.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
4. Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.
5. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.
6. Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.
7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.
8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).
9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.
10. "Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.
11. Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, 1986.
12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.
13. Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1990.
14. Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1989.
15. Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб, 1995.
16. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// "Педагогика + ТРИЗ": сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.
17. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993.
18. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов-на-Дону, 1993.
19. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.
20. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск, 1998.
21. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.
22. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.
23. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995.
24. Творческие задания в работе с дошкольниками: сборник методических материалов НМЦ-242 "Садко" /под общ. ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.
25. Шустерман М. Новые приключения Колобка. – М.: "Педагогика-Пресс", 1993
www.profilib.com