Занятие 29 тема: Обобщающее занятие за год

Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей.

Цель занятия – продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года.

Желательно проведение заключительного занятия в виде интеллектуальной игры ("Поле чудес", "Звездный час", "Что? Где? Когда?" или др.) с элементами театрализации, с игрушкой в роли ведущего, с конкурсами, призами, возможно присутствие родителей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, автор – отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер.

РТВ - развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект и хороший и плохой, и большой и маленький, и крепкий и некрепкий, и горячий и холодный и т. п.

ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ - объяснение способов, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

– во времени:

в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла);

– в пространстве:

одна часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

– в системах:

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

– в отношениях:

объект для кого-то обладает одним признаком, а для другого – противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой);

СИСТЕМА - любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.

Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. – летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством – способностью летать.

ПОДСИСТЕМЫ - составные части (элементы), из которых состоит система.

НАДСИСТЕМА - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Системный оператор можно изобразить в виде схемы –"девятиэкранки"или "пятиэкранки" (для детей).

Занятие 29 тема: Обобщающее занятие за год - student2.ru

Занятие 29 тема: Обобщающее занятие за год - student2.ru

"ДА-НЕТКА" - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только "да" или "нет". Задачи "да-нетки" решаются постепенным сужением круга поиска.

"Да-нетки" бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – "детективные" (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).

Кроме того выделятся числовые "да-нетки" (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная "да-нетка" (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).

ФУНКЦИЯ - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: для чего нужен объект?).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:

1. В объекте будущего отсутствуют недостатки ("плохое"), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется.

Например, карандаши не будут ломаться.

2. Объекта не будет, а функция будет выполняться.

Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет.

3. Объекта нет и функция не нужна.

Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..

ЭВРОРИТМ - прием фантазирования, при котором объект рассматривается в последовательности:

1. Функция объекта, противоречия в объекте.

2. Какими вариантами представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует).

3. Анализ ситуации: на Земле остался только один такой объект, какие последствия этого могут быть.

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция.

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется.

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема – Вайтинг Ч.(США)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема – Цвикки Ф. (Швейцария).

МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются "маленькие человечки", обладающие разными характеристиками: "твердые человечки" крепко держатся за руки и стоят на одном месте, "жидкие человечки" не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; "газообразные человечки" быстро бегают.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991.

2. Ардашева Н.И. и др. Истории про.… – Ульяновск, 1993.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

4. Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.

5. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.

6. Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.

7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).

9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.

10. "Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.

11. Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, 1986.

12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.

13. Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1990.

14. Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1989.

15. Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб, 1995.

16. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// "Педагогика + ТРИЗ": сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.

17. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993.

18. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов-на-Дону, 1993.

19. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.

20. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск, 1998.

21. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.

22. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

23. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995.

24. Творческие задания в работе с дошкольниками: сборник методических материалов НМЦ-242 "Садко" /под общ. ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.

25. Шустерман М. Новые приключения Колобка. – М.: "Педагогика-Пресс", 1993

www.profilib.com

Наши рекомендации