Занятие 5-А Тема: Свойства и признаки
Цели:
– развивать пространственное воображение;
– систематизировать знания о признаках объектов;
– обучать навыкам классификации;
– развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой;
– развивать внимание;
Оборудование:
карточки с рисунками.
1. Игра "Прятки".
Занятие начинается с сообщения воспитателя о том, что игрушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать целенаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Можно провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками:
– Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и другим способом: по вопросам узнавать, где он находится: Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки? и т. д. (вопросы воспитатель сопровождает соответствующими показами на рисунке).
После этого предлагается найти игрушку по вопросам, предполагающим деление пространства на части.
Желательно, чтобы Игрушка была спрятана в каком-либо шкафу, и тогда нужно еще задавать дополнительные вопросы на какой полке и с какой стороны она находится.
2. Выделение признаков.
Воспитатель на столе выставляет 6–7 карточек с рисунками из разных тематических групп. Затем указывает свойство, а дети должны называть признаки данных объектов.
Например, даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако, мяч. Воспитатель называет свойство "Цвет", дети по порядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, коричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство "Размер", дети: большой, маленькая, маленький, большая, большое, маленький; воспитатель называет свойство "Вес", дети: тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий; и т. д.
Примеры свойств: форма, вещество, запах, "съедобность", гладкость, температура и др.
При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, которые могут изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя и зеленая и красная; и деревянная и резиновая и т. д.
3. Игра на переключение внимания "Цвет, вес, размер".
По команде "Цвет" дети поднимают руки над головой, соединив их как крышу (похоже на карандаш), по команде "Вес" – руки в сторону, показывая чаши весов, по команде "Размер" – кладут одну руку на другую ("линейка").
Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет…), дети должны правильным образом реагировать.
4. Изменение признаков.
Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод.
Несмотря на то, что можно найти множество разнообразных признаков для деления, главное отличие, что среди объектов есть предметы живой природы и неживой.
После этого воспитатель оставляет на столе только "неживые" объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1–2 признака, которые нужно изменить и представить последствия такого изменения.
Например, что было бы, если ножи стали очень-очень острыми или очень-очень большими, как дом? Что было бы, если бы мячи стали очень тяжелыми (или очень легкими) и т. д.
При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы еще и функции данных объектов, они бы уже не смогли выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры использовать нельзя, а что с ним теперь можно сделать?)
5. Практическая работа.
Нарисовать привычный объект, изменив какие-нибудь признаки.
Для рисования можно всем детям предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими "обычными" признаками обладает объект и какие необычные признаки у него могут быть.
Например, арбуз – круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета, растущим на дереве или передвигающимся самостоятельно и т. п.
Упражнение 5-Б "Аналогия"
Воспитатель предлагает детям придумывать различные аналогии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок как …?), по признакам (Цыпленок желтый как …? Шарик легкий как …?), по функциям (Мячик прыгает как …? Девочка поет как…?)