Занятие 5-А Тема: Свойства и признаки

Цели:

– развивать пространственное воображение;

– систематизировать знания о признаках объектов;

– обучать навыкам классификации;

– развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой;

– развивать внимание;

Оборудование:

карточки с рисунками.

1. Игра "Прятки".

Занятие начинается с сообщения воспитателя о том, что игрушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать целенаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Можно провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками:

– Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и другим способом: по вопросам узнавать, где он находится: Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки? и т. д. (вопросы воспитатель сопровождает соответствующими показами на рисунке).

После этого предлагается найти игрушку по вопросам, предполагающим деление пространства на части.

Желательно, чтобы Игрушка была спрятана в каком-либо шкафу, и тогда нужно еще задавать дополнительные вопросы на какой полке и с какой стороны она находится.

2. Выделение признаков.

Воспитатель на столе выставляет 6–7 карточек с рисунками из разных тематических групп. Затем указывает свойство, а дети должны называть признаки данных объектов.

Например, даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако, мяч. Воспитатель называет свойство "Цвет", дети по порядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, коричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство "Размер", дети: большой, маленькая, маленький, большая, большое, маленький; воспитатель называет свойство "Вес", дети: тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий; и т. д.

Примеры свойств: форма, вещество, запах, "съедобность", гладкость, температура и др.

При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, которые могут изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя и зеленая и красная; и деревянная и резиновая и т. д.

3. Игра на переключение внимания "Цвет, вес, размер".

По команде "Цвет" дети поднимают руки над головой, соединив их как крышу (похоже на карандаш), по команде "Вес" – руки в сторону, показывая чаши весов, по команде "Размер" – кладут одну руку на другую ("линейка").

Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет…), дети должны правильным образом реагировать.

4. Изменение признаков.

Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод.

Несмотря на то, что можно найти множество разнообразных признаков для деления, главное отличие, что среди объектов есть предметы живой природы и неживой.

После этого воспитатель оставляет на столе только "неживые" объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1–2 признака, которые нужно изменить и представить последствия такого изменения.

Например, что было бы, если ножи стали очень-очень острыми или очень-очень большими, как дом? Что было бы, если бы мячи стали очень тяжелыми (или очень легкими) и т. д.

При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы еще и функции данных объектов, они бы уже не смогли выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры использовать нельзя, а что с ним теперь можно сделать?)

5. Практическая работа.

Нарисовать привычный объект, изменив какие-нибудь признаки.

Для рисования можно всем детям предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими "обычными" признаками обладает объект и какие необычные признаки у него могут быть.

Например, арбуз – круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета, растущим на дереве или передвигающимся самостоятельно и т. п.

Упражнение 5-Б "Аналогия"

Воспитатель предлагает детям придумывать различные аналогии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок как …?), по признакам (Цыпленок желтый как …? Шарик легкий как …?), по функциям (Мячик прыгает как …? Девочка поет как…?)

Наши рекомендации