Занятие – 20 тема: Надсистемы и подсистемы объекта

Цели:

– активизировать мышление детей;

– обучать использовать модель "системный лифт" для анализа объекта;

Оборудование:

"системный лифт", игрушки, наборы карточек.

1. Проблемная ситуация.

Приходит игрушка:

– Сегодня на занятии мы с вами будем кататься на лифте.

Но вначале попробуйте ответить на вопрос: "У меня есть друг Слоненок. Он живет в многоэтажном доме с лифтом, но никогда им не пользовался, почему?"

В процессе обсуждения дети высказывают различные варианты ("слишком тяжелый", "не помещается", "боится сломать", и др.), контрольный ответ "он живет на первом этаже".

2. Работа с "системным лифтом".

Воспитатель показывает схему дома (см. занятие 19) и комментирует ее:

– А нашим лифтом мы будем пользоваться очень часто, и ездить нам придется по всем трем этажам. Вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы…

И: – На первом этаже – части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.

В: – Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка. (помещает изображение на схему), что будет находиться на первом этаже?

Д: – Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В: – А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д: – Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу …

Аналогично рассматриваются "торт", "гитара", после чего еще 2–3 объекта, предложенных детьми.

3. Игра "Вперед – назад".

Дети становятся в одну линию и закрывают глаза. Воспитатель дает команды "Вперед", "Назад", указывая количество шагов.

По окончании игры дети открывают глаза и смотрят, насколько согласованно они действовали (сохранилась ли линия?)

4. Работа с системным лифтом.

В: – Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.

Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.)

Примеры наборов карточек:

– рукав, платье, манжеты;

– клюв, птица, голова;

– дерево, лист, ветка;

– комната, дом, улица;

– стена, комната, обои;

При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект ("комната") может быть и системой и надсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.

5. Подведение итогов.

Занятие – 21 тема: Обобщающее занятие по надсистемам и подсистемам

Цели:

– закрепить представления о надсистемах и подсистемах объектов;

– закрепить умение пользовать моделью "системный лифт";

Оборудование:

"системный лифт", наборы карточек.

1. Упражнение "Назови этаж".

Приходит игрушка:

– Мне очень понравилось кататься на лифте, давайте сегодня снова будем ездить. Только вначале повторим, на каком этаже что живет.

После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру: называется объект, а дети (хором или "на пальцах") указывают номер этажа.

Примеры объектов для игры:

– Обивка, сиденье, стул;

– начинка, коробка, конфета;

– хвост, медведь, спина;

– колесо, спица, велосипед;

– буква, страница, книга;

2. Игра "Первый, второй, третий".

Воспитатель называет номер этажа и дети должны соответственно реагировать: "третий" – "руки вверх", "второй" – "руки в стороны", "первый" – "руки вниз".

3. Работа в группах.

Каждая группа получает набор карточек. Нужно разложить их в последовательности от надсистемы к подсистеме.

Для проверки дети выходят к наборному полотну, где объясняют свою точку зрения. Например: "Карточку с птицей ставим на второй этаж. Крыло – на первый этаж, потому что это – часть птицы; а гнездо – на третий этаж, потому что это место, где находится птица."

Желательно, чтобы дети указывали дополнительные надсистемы и подсистемы, которых нет на карточках. Например: "У птицы есть еще другие части: голова, туловище, хвост, лапки…" или "Птица еще может находится в небе, в лесу на ветке, сидеть на крыше…".

4. Подведение итогов.

.

Занятие – 22 Тема: Прошлое

Цели:

– обобщить представления детей о прошлом различных объектов;

– развивать умение инсценировать;

Оборудование:

мяч.

1. Беседа "Что было раньше?"

Приходит игрушка и начинает спрашивать у детей, а кем она была раньше, откуда она взялась? (а еще раньше? а еще раньше?).

– А про себя вы знаете, какими вы были раньше? Как вы выглядели, как разговаривали, что умели делать? Откуда вы появились?

– …

2. Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова "Про лягушат" и предлагает его инсценировать:

Раньше были мы икрою,

ква-ква!

А теперь мы все герои,

Ать-два!

Головастики мы были,

Ква-ква!

Дружно хвостиками били,

Ать-два!

А теперь мы лягушата,

Ква-ква!

Прыгай с берега, ребята,

Ать-два!

И с хвостом и без хвоста

Жить на свете – красота!

3. Игра с мячом "Чем было раньше?.."

Воспитатель называет различные объекты, а дети должны называть, чем они были раньше (как появились).

Примеры объектов: дом, платье, книга, птица, машина, яблоко, молоко, рисунок, хлеб, дождь и др.

Рекомендуется по возможности выстраивать как можно более длинные цепочки. Например: хлеб раньше был мукой, мука – зерном, зерно – колосом, колос – зернышком и т. д.

Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое – то, что с ним было раньше.

4. Подведение итогов.

Наши рекомендации