Занятие – 15 тема: Газообразные человечки
Цели:
– активизировать мышление детей;
– систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ;
– развивать воображение, умение перевоплощаться;
– развивать умение абстрагировать;
Оборудование:
карточки с "маленькими человечками".
1. Анализ проблемной ситуации.
Приходит игрушка и рассказывает:
– Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть твердые человечки, они крепко держатся за руки; есть жидкие человечки, они за руки не держатся, а просто так ходят или стоят…
И вдруг вижу: калитка впереди – то откроется, то закроется. Подошла поближе: никого нет. А калитка все – равно: то откроется, то закроется… Кто же ее открывал?
В результате обсуждения различных вариантов дети приходят к выводу, что это делал ветер.
2. Беседа о газообразных человечках.
Примерные вопросы для беседы:
– Что такое ветер?
– Можно ли его увидеть, нарисовать?
– По каким "следам" (признакам) люди узнают, что погода – ветреная?
– Ветер какой: твердый или жидкий?
– Ветер – это сильная струя воздуха. Воздух состоит из человечков газа: эти человечки очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Если подуть на ладошку, можно почувствовать газообразных человечков.
– Некоторых "газовых" человечков можно увидеть: когда вода кипит, она превращается в пар, который хорошо видно (можно вспомнить или показать кипящий чайник).
Во время беседы желательно использовать игрушку, которая дает неправильные, ошибочные варианты ответа или сомневается в очевидном.
3. Игра "Маленькие человечки".
Воспитатель называет слова "твердые", "жидкие", "газообразные", а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе. Порядок и темп команд – произвольный.
4. Работа с карточками маленьких человечков (МЧ).
Воспитатель подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки: твердые – держатся за руки; жидкие – руки на поясе; газообразные – бегут.
Воспитатель на ковре выкладывает модели и предлагает детям ответить, что это такое может быть.
– Что нужно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада?
("добавить" газообразных человечков)
5. Подведение итогов.
Занятие – 16 тема: "Цветные" человечки
Цели:
– активизировать мышление детей;
– развивать воображение, фантазию;
– обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях;
– формировать экологическое мышление;
Оборудование:
краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.
1. Анализ проблемной ситуации.
Приходит игрушка грустная на занятие, дети и воспитатель волнуются: что случилось?
– Захотела я сейчас порисовать, чтобы принести вам рисунок на занятие, а у меня ничего не получилось… И акварельные краски у меня хорошие, и кисточка новая – в чем дело, не понимаю…
В результате дополнительных вопросов выясняется, что при рисовании игрушка кисточку не обмакивала в воду, а пробовала рисовать сухой кисточкой.
В: – Человечки краски – твердые, но они спят. Их нужно умыть и разбудить. Когда кисточку макаем в воду, человечки кисточки берут за руки человечков воды и несут их на бумагу. А потом человечки краски и человечки кисточки вместе держатся, и когда кисточку плотно прижимаешь при рисовании – они остаются на бумаге.
И: – Я все поняла, буду теперь рисовать (берет кисточку не тем концом и обмакивает в краску).
– Опять ничего не получается!
В: – Почему ты кисточку не тем концом взяла?
И: – А какая разница?
В: – Этот конец острый, деревянный, с него человечки воды будут скатываться. А нужный конец кисточки – пушистый, там много волосков – легко зацепиться и человечкам краски, и человечки воды не разбегутся…
2. Упражнение "Волшебная дорожка".
И: – Спасибо, теперь я все поняла и нарисую картину: волшебную дорожку… (Игрушка "рисует" дорожку из квадратиков разного цвета:
Например:
В: – Какая красивая разноцветная дорожка получилась! А почему ты говоришь, что она волшебная?
И: – Потому что, когда по ней путешествуешь, – меняешь цвет. Смотрите: вот кружок – он вначале белый, потом стал красным, затем желтым и т. д. (используется прозрачный кружок из полиэтилена или целлофана)
В: – А еще, наверное, этот кружок умеет превращаться в разные предметы?
И: – Конечно, если он на белой дорожке – то это одуванчик – ведь он белый и круглый; на красной – это вишенка или помидор; на желтой – …
В: – Подожди, дай ребятам сказать …
Д: – …
3. Игра "Разноцветный светофор".
Правила игры: воспитатель называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть в одежде, держатся за него и проходят. У кого такого цвета нет – могут присоединиться к кому-нибудь или пробежать, чтобы их не поймали.
4. Упражнение "Волшебная дорожка" (продолжение).
В: – А можно, чтобы по твоей дорожке путешествовали маленькие человечки?
И: – Конечно, можно!
В: – Первыми будут твердые человечки. Что такое получается: белое и твердое?
Д: – Мел, стена, зубы …
Аналогично – другие цвета, затем "путешествие" жидких и газообразных человечков.
Когда обсуждается сочетание "черные газообразные человечки, что это?" (дым), желательно проанализировать, что хорошего и что плохого в дыме; высказать пожелание, чтобы небо было всегда чистым, голубым.
5. Подведение итогов.