Классификация форм по числу обучающихся
2.1. Индивидуализированные формы (системы):
– Индивидуальная форма. В настоящее время индивидуальная форма служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми. Кроме того, в индивидуальной форме строится педагогический процесс в музыкальном образовании – учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым обучающимся отдельно. Индивидуальная форма является единственной формы работы научного руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами.
– Индивидуально-групповая форма, когда обучающиеся разного возраста, уровня подготовленности собираются в одном месте и один педагог, поочередно работая с каждым и давая им задания, может обучать группу обучающихся, например, в сельской малокомплектной школе. Кроме того, она практикуется в ВУЗах в работе со студентами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании, а также в работе руководителя научной школы с аспирантами и молодыми учеными. Формы индивидуализированной организации педагогического процесса широко применяются на занятиях в компьютерных классах, а также при выполнении лабораторных, лабораторно-практических и практических работ в учреждениях как общего, так и профессионального и дополнительного образования.
2.2. Групповые формы:
- парная – например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете;
- групповая (малых групп) – обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);
- фронтальная – обучающиеся занимаются вместе целым классом, учебной группой;
- массовая – лекционный поток в ВУЗе, массовые внеучебные мероприятия и т.д.
3. Классификация форм по отношению к расписанию учебных занятий:
- учебные занятия;
- внеучебные занятия, мероприятия.
4. Классификация форм по направленности образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) – «игра – учение – труд»:
- игровые формы: предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые, спортивные, соревновательные, и т.д.;
- учебные формы;
- трудовые формы.
5. Классификация форм организации педагогического процесса по механизму декомпозиции содержания образования. Таких механизмов известно два:
– дисциплинарный механизм – когда содержание образования разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы) – этот механизм иногда еще называют условно предметной системой;
– комплексный механизм, который еще называют также условно объектной системой, когда декомпозиция содержания образования осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т.д. Современной разновидностью комплексной системы стало так называемое модульное обучение или, иначе, метод учебных единиц, согласно которому учебные материалы составляются из отдельных законченных учебных модулей, имеющих практическую, в том числе профессиональную направленность на освоение определенных практических действий. Модульная система оказалась эффективной для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в дополнительном профессиональном образовании, при внутрифирменном обучении персонала, в переподготовке безработных.
6. Следующая классификация форм организации педагогического процесса по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом (педагогами) и/или учебными материалами:
- обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;
- другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом»: дистанционное, открытое образование.
7. Классификация форм по числу педагогов, одновременно проводящих занятие, мероприятие:
- обычный, традиционный вариант: одно занятие, мероприятие – один педагог (учитель, преподаватель, тьютор и т.д.);
- одно занятие – два и более педагогов: бинарные уроки; лекция-панель, когда в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных преподавателей-экспертов; и др.
8. Классификация форм организации педагогического процесса по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся:
Рис. 44. Классификации форм организации педагогического процесса
- обычный, традиционный вариант – один педагог ведет учебную группу, дисциплину постоянно и целиком;
- другой вариант – для проведения отдельных разовых занятий, мероприятий приглашаются другие педагоги, в том числе так называемые «гостевые профессора» или приглашаются знаменитые писатели, художники и т.п.
9. Классификация форм по основанию «монолог-диалог»:
- традиционный вариант – монологический педагогический процесс: учитель, лектор, воспитатель говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся слушают;
- диалогические формы занятий, мероприятий: интерактивные формы, когда происходит процесс обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами педагогического процесса. Это семинары, диспуты, конференции и т.д. К диалоговым формам относятся также клубные формы, мастерские, студии, гостиные и т.п.
10. Классификация форм по месту проведения занятий, мероприятий:
- стационарные занятия, мероприятия в одном и том же месте – в школе, университете и т.д.;
- выездные занятия, мероприятия – экскурсии, походы, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых) и т.п.
Наконец, в заключение, еще две классификации форм учения-обучения, всем традиционно известных по учебникам педагогики и дидактики:
11. Классификация форм занятий по их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы, зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а также митинги, линейки и др.
12. Классификация форм организации педагогического процесса по видам занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал, игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д.
В свою очередь каждый из классов и подклассов форм может быть расклассифицирован и по другим основаниям.
Таким образом, подводя итог этому подразделу о формах организации педагогического процесса, можно предположить, что тенденции дальнейшего развития форм будут заключаться в стороны (см. введение): развития многообразия форм получения образования (открытое образование, экстернат и т.д.); смещения акцентов на самоучение и самостоятельную работу обучающихся; рациональное сочетание дисциплинарного (предметного) и объектного (модульного) обучения; развития дистанционного обучения; развития нетрадиционных форм учебных занятий, в первую очередь диалоговых, интерактивных.
Рассмотрев формы организации педагогического процесса перейдем теперь к следующему его компоненту – методам.