Понятийно - категориальный аппарат коррекционной педагогики
Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийного аппарата. Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней наряду с собственной специфической терминологией используются и общепедагогические категории и понятия. В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, образование, развитие. В контексте профессиональной деятельности социального педагога к вышеназванным категориям относится социализация.
В справочной и специальной дефектологической (коррекционно-педагогической) литературе (Т.А. Власова, В.А. Лапшин, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов, С.Г. Шевченко, Г.Ф. Кумарина и др.) довольно глубоко и обоснованно разработан понятийный аппарат учебного курса, дана характеристика ведущих категорий коррекционной педагогики, производных от них понятий. Образование – важнейший социальный механизм, обеспечивающий устойчивость социальной системы общества, поскольку главным условием его конструктивного функционирования является преемственность общественной жизни, а образование обеспечивает ее через трансляцию социальных ценностей и культуры. Профессор Е.В. Руденский - основоположник нового научного направления – виктимологии образования, определил основные причины превращения системы российского образования в систему риска по совокупности, действующих на ребенка неблагоприятных условий социализации. Человек становится личностью в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация – это сложное и многогранное явление. Это процесс интеграции личности в социальной системе, связанный не только с процессом адаптации, но и ее самоактуализации. По значимости для человека процесс социализации стоит в одном ряду с такими процессами, как воспитание и развитие
Изменение целевых установок российского образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений содержания воспитания:
- воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова);
- воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т.Лихачев);
- воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
- воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман).
Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. При этом, социализация осуществляется всю жизнь, а воспитание осуществляется «здесь и сейчас» конкретными субъектами воспитания. На каком-то этапе человек не испытывает воспитательных воздействий (имея в виду, именно, воспитательное воздействие, а не самовоспитание), но воздействие социальной среды, социальных условий он испытывает всегда.
В идеале социализированный человек должен быть способен противостоять неблагоприятным условиям социализации. Однако мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, не способных к той активности, которая нужна для противостояния негативной среде. Определение социализации как адаптации к определенным социальным условиям требует уточнения. Социализации осуществляется в двух формах: адаптации и интеграции к социальной среде. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Однако изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, стрессовым ситуациям. Мы являемся участниками процесса социализации российского общества в связи с кардинальными переменами исторических, политических и социально-экономических условий. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, способности влиять на среду, изменять ее или изменять самого себя.
Обучение - специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого. В результате у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Обучение в коррекционной педагогике носит специфический характер, определяемый глубиной и характером дефекта ребенка. Причем общедидактические методы и приемы, организация учебного процесса дифференцируются в зависимости от отраслей специальной педагогики (сурдо-, тифло, – олигофрено,- педагогики).
Развитие личности- это сложный процесс роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям и людям, в познавательных процессах.
Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.
Обучение и развитие - два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие.
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личности ребенка, опираются на механизмы развития нервной системы и психики. При этом под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс поэтапного изменения морфологических структур мозга и функциональных систем психики в зависимости от возраста. Важное значение при этом отводится развитию новых форм сознания ребенка, являющихся основным новообразованием каждого периода жизни.
Развитие как социобиологический процесс находится под воздействием факторов внешней, и особенно, социальной среды. В частности, тесный контакт матери с ребенком необходим ему уже с первых дней жизни. Нарушение этого контакта приводит к отклонению в эмоциональном и умственном развитии, являясь часто психогенной причиной задержки нервно-психического развития.
Мозг ребенка содержит определенную генетическую программу развития. При этом, чтобы научиться произвольно управлять своими эмоциями, уметь мыслить, анализировать свои действия ребенок должен пройти процесс обучения, освоить навыки познавательной, коммуникативной деятельности и т.д. Формирование жизненного опыта, нравственно-этических ценностей в результате воспитания также обеспечивает адекватное развитие психики ребенка. При этом воспитание и обучение активно стимулирует созревание структур мозга, формирование определенных психологических функций, и в целом, нервно-психическое развитие.
Биологическая программа развития реализуется в конкретной среде, которая может не только активировать ее, но и наоборот, тормозя ее проявления, вызывать отклонения в развитии. Так, например, депривация или негативное воздействие среды способствует значительным вторичным нервно-психическим нарушениям.
В свою очередь, первичные нарушения механизмов мозга будут затруднять процесс обучения и воспитания. Поэтому дети с отклонениями в развитии требуют специальных образовательных условий и технологий. Эти процессы взаимного отягощения или наоборот облегчения деятельности мозга и обучения характеризуются определенной стадийностью и многоуровневостью. В зависимости от стадии нарушения в них будет вовлекаться, например, при глухоте, кроме недоразвитиея слуха – слуховая депривация; недостаточность фонематического оформления речи – речевая депривация; задержка интеллектуального развития – психологическая депривация и т.д. (В.М. Астапов,1991).
К специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».
Коррекция( от лат. - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка. В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей. Коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему комплексных мер психолого-педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом. Это связано с тем, что каждый дефект отрицательно влияет не только на отдельную психическую функцию, а снижает социальную адаптацию ребенка во всех ее проявлениях.
Поэтому она не сводится к отдельным корригирующим упражнениям, развивающим конкретные психические процессы, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.
Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта. Одновременно преодолеваются имеющиеся у него нарушения речи, моторики, сенсорных функций, поведения и т.д. Оно направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.
Воспитание предполагает сочетание педагогических и лечебных мероприятий, а также учет специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка. В каждом случае оценивают степень отставания в развитии по сравнению с возрастной нормой, учитывают его качественные особенности, а также клинический диагноз и потенциальные возможности развития (Е.М. Мастюкова,1992).
Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы классной и не классной работы в процессе формирования общеобразовательных и трудовых навыков. Сначала осуществляется усвоение знаний об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания. Затем они получают общеобразовательные знания и профессиональные умения. Важное значение имеет коррекция нарушений в эмоциональной сфере и устранение личностных недостатков. В ряде случаев применяются также лечебно-коррекционные мероприятия (ЛФК, массаж, ФТО, прием медикаментозных препаратов и т. д).
Коррекционно-развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы - систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
Обучение аномальных детей – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений навыков деятельности. При организации специального обучения учитывают степень и тип аномалии, возраст детей и время формирования отклонений в развитии.
Коррекционная педагогика занимается вопросами специальной дидактики – теории образования и обучения аномальных детей. Причем задачи, принципы, формы организации учебного процесса разрабатываются при этом для каждого конкретного типа специального учебного заведения. При этом осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения.
Индивидуализация ( лат. – обращенность к индивидуальному или индивиду) – это индивидуальный подход к обучению аномальных детей, согласно которому вопросы реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учетом особенностей аномального развития каждого ребенка.
Дифференциация (лат. – разделение, различение) – это разделение аномальных детей в зависимости от имеющейся аномалии на соответствующие группы в системе специальных (коррекционных) учреждений 8 видов или специальных (коррекционных) классах в массовых общеобразовательных учреждениях. Например, результатом дифференциальной диагностики является выделение детей с задержками психического развития в массовой школе и создание для них специальных классов.
Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального зависит от обучения. Поэтому при отсутствии специального обучения или его несвоевременном начале тормозится формированием психических функций, углубляется отставание аномальных детей от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут быть практически не реализованы.
Поэтому обучение и воспитание должны носить развивающий характер, т.е. должно быть специально направлено на развитие утраченных или сниженных функций. При этом оно должно учитывать зону ближайшего развития как запас потенциальных возможностей, формирующихся психологических функций аномального ребенка. Он не может еще реализовать их самостоятельно, а только с помощью педагога. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития, когда ребенок способен самостоятельно выполнять произвольную деятельность. Таким образом, правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции. Коррекция – это процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В отличие от компенсации, коррекция – это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду. Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадения. Например, корригировать зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как о восполнении утраченной функции. Словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения.
Компенсация (лат. - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. Процесс компенсации опирается на значительные резервы высшей нервной деятельности. Кроме биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие со средой, компенсация у человека обусловлена развитием всех сторон личности, на основе трудовой деятельности и связанными с ней общественными отношениями. В процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление функций, развитие личности.
Компенсация осуществляется за счет активации защитных сил и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся патологическому процессу. Специальное обучение способствует подобной активации и целенаправленному использованию потенциальных возможностей компенсации.
Л.С. Выготский сформулировал закон превращения минус дефекта в плюс компенсации. Положительное своеобразие аномального ребенка создается не тем, что у него выпадают определенные функции, но тем, что это вызывает к жизни новые образования, представляющие реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.
Известно, что чем раньше начинаются коррекционная работа, тем быстрее развивается процесс компенсации. При ее начале на ранних этапах развития предупреждается формирование вторичных психологических нарушений. В связи с постепенным развитием компенсации важно проводить коррекционно-воспитательные мероприятия последовательно на всех этапах развития с учетом их специфики.
Обратный процесс называется декомпенсацией. Это расстройство деятельности определенной системы или организма в целом вследствие нарушения имеющейся компенсации. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Декомпенсация связана с тем, что аномальные дети очень подвержены неблагоприятным влияниям. При болезни, психических перегрузках и стрессах, в новых необычных условиях деятельности компенсаторные процессы у них могут нарушаться.
Условия компенсации.Эти обострения функциональных нарушений способствуют неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому аномальный ребенок нуждается в создании охранительного психологического режима, ограничении учебной нагрузки.
К благоприятным условиям, также способствующим развитию компенсации у аномальных детей, относятся:
1. правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая наличие дифференцированной сети специальных учреждений; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;
2. использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармоничного развития умственных и физических способностей детей;
3. адекватные психологические отношения в детском коллективе, а также между педагогами и учащимися;
4. правильная организация режима учебной деятельности и отдыха детей, предупреждающая нервно-психическое перенапряжение;
5. чередование разнообразных методов обучения, воспитания, в том числе, направленных на повышение активности, самостоятельности учащихся;
6. использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.
В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов). Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей. Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью и перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек. Традиционно выделяют 2 типа перестроек нарушенных функций: внутрисистемную и межсистемную. Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии ВНД и проходят несколько фаз (этапов):
1 фаза – обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности;
2 фаза – оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности);
3 фаза – формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида;
4 фаза – отслеживание процесса реализации программы;
5 фаза – остановка компенсаторного механизма и закрепление его результатов. Эта фаза связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.
Компенсаторные процессы осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется 4 уровня:
1 уровень – биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно;
2 уровень – психологический, способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Этот уровень связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранению позитивного отношения к себе. Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.
Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Механизмы психологической защиты (вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация и др.) по большей мере относятся к бессознательной активности.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. Можно выделить 3 основных типа: разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание.
Как правило, в повседневной жизни различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий.
3 уровень – социально-психологический уровень (сюда относят участие, взаимопомощь, эмоциональную поддержку, понимание, терпимость, осознание своей нужности кому-то). Ощущение благополучия многими исследователями связывается с 3-мя основными жизненными «опорами»: семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости.
4 уровень – социальный: связан с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов: создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в развитии – детские сады, школы, реабилитационные и абилитационные центры, учебно-производственные предприятия. Во-вторых, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования. В-третьих, это специальное законодательство, представляющее определенные гарантии общества в отношении разных групп инвалидов.
К социальному уровню следует отнести и характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания.
С понятием компенсации тесно связан другой термин – декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.
Псевдокомпенсация – фиксация устойчивых тенденций личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации.
Гиперкомпенсация – способность лица с недостатками в физическом и психическом развитии достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей.
В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация – внутренний процесс, реабилитация – внешний.
Адаптация школьная (лат. - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира. Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.
Реабилитация социальная (лат. - восстановление) — это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение, в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности, система мероприятий, направленных на восстановление утраченных социальных связей и взаимоотношений.
Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация». Отдельно взятое воздействие не может рассматриваться как реабилитационное. Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе.
Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные (внутренние) процессы. Можно сказать, что реабилитация – не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов (например, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов; семейная, педагогическая, трудовая, досуговая реабилитация – на социальный и социально-психологические уровни компенсаторных механизмов).
Этапы реабилитационного процесса, разработанные М. М. Кабановым:
1.восстановительное лечение;
2.реадаптация – развитие возможностей инвалида к условиям внешней среды;
3.собственно реабилитационный этап – восстановление прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.
В современной специальной психологии употребляется и другой термин – абилитация. Это система раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. То есть это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком в физическом или психическом развитии.
Основная направленность социальной реабилитации человека связана с восстановлением его статуса в обществе. В социологии социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. При этом учитывается понятие социальной роли: «Статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей»1. Таким образом, социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Кроме этого, обращая внимание на аспект социальной реабилитации инвалидов, необходимо в процесс социальной реабилитации внести систему действий по средовой ориентации и бытовой адаптации, что также связано с выполнением социальных ролей.
Педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания.
Ресоциализация представляет из себя усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Ресоциализация – деятельность, направленная на лиц с различными видами отклоняющегося поведения с целью восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных навыков социального поведения, переориентация социальных установок и референтных ориентаций девиантов за счет включения их в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически ориентированной среды.
Социально-педагогическая реабилитация – это процесс, объединяющий действия по социальной и педагогической реабилитации. Возможность такого объединения объясняется наличием общих составляющих: ресоциализации в педагогической реабилитации, научение действиям социальных ролей в социальной реабилитации.
Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получении образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации.
При проведении социально-педагогической реабилитации необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, необходимо учитывать процессы, которые протекают в жизни человека параллельно в конкретный промежуток времени: социализация, воспитание, обучение, самовоспитание. Они, с одной стороны, не должны противоречить направленности реабилитационного процесса, а должны закреплять результаты, полученные в процессе реабилитации, расширять зону реабилитационных мероприятий, делать процесс реабилитации непрерывным. С другой стороны, сами реабилитационные мероприятия не должны нарушать устоявшиеся положительные процессы жизнедеятельности.
Во-вторых, перечисленная система действий в рамках социально-педагогической реабилитации не включает действия по восстановлению биологических функций организма, по восстановлению психологических процессов, действия по профессиональному обучению, действия по оказанию экономической и правовой помощи и т.п. Эти действия относятся к другим видам реабилитации: медицинской, психологической, профессиональной, экономической и др. Если рассматривать комплексно процесс реабилитации, то необходимо согласовывать действия между разными видами реабилитации с целью оптимизации проводимых мероприятий.
Поэтому в социально-педагогической реабилитации можно выделить четыре основных компонента действий: действия по устранению влияния неблагоприятных факторов, действия по восстановлению социального статуса и роли, действия перевоспитания, переобучения, ресоциализации, действия согласования мероприятий социально-педагогической реабилитации с процессами жизнедеятельности человека и с мероприятиями, осуществляемыми в рамках других видов реабилитации.
Результат процесса реабилитации качественно характеризует эффективность тех действий, которые были заложены в реабилитационную программу. Отслеживать результаты реабилитационного процесса следует по количеству ресурсов, вложенных в программу, по качественным изменениям в состоянии субъекта.
Оценка реабилитационного процесса по количеству использованных ресурсов связана с определением часов работы специалистов с клиентом, определением материальных затрат (питание, медикаменты, материальная помощь, наглядные пособия, тренажеры), определением энергетических затрат работы разнообразного оборудования, использованного в реабилитационных целях. Как правило, данная оценка применяется на административном уровне.
На уровне работы специалистов, участвующих в реабилитационных программах, оценку эффективности действий следует проводить на основании анализа изменений состояния субъекта. И здесь следует выделить два метода: статистический и параметрический.
Статистический метод оценки эффективности реабилитационных программ связан с фиксацией показателя рецидива дезадаптации и повторного обращения клиента реабилитационную службу. При эффективном осуществлении реабилитационной программы повышается адаптивная способность человека и у него отпадает потребность повторного обращения. При неэффективном проведении реабилитационной программы на какой-то промежуток времени снимается проблема дезадаптации, но она повторно проявляется по истечении времени и требуется повторное обращение в реабилитационный центр. Поэтому показатель рецидива дезаптации может быть критерием эффективности реабилитационных программ при статистическом исследовании.
Параметрический метод дает качественную характеристику эффективности реабилитационных программ. При сравнении параметров состояния человека до и после его участия в реабилитационной программе можно судить об ее эффективности. Как описывалось выше, параметрами состояния человека являются: физические, психические и социальные. Исходное и последующее состояние человека по данным параметрам замеряется при помощи одних и тех же методик с целью получения объективных данных.
Обобщая вышеназванные категории (компенсация, реабилитация, абилитация и коррекция) следует отметить, что главным критерием эффективности этих процессов является полученный результат и устойчивость достигнутого эффекта.
Таким образом, коррекционная педагогика как отдельная отрасль научного знания имеет свой предмет исследования, понятийный аппарат и решает свои специфические задачи.