Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

Г.Н. Голоухова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Факультет педагогики начального образования и социальной педагогики

Г.Н. Голоухова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методические рекомендации

Архангельск

Поморский университет

Печатается по решению

редакционно-издательской комиссии

факультета педагогики начального

образования и социальной педагогики

Поморского университета

Автор: Г.Н.Голоухова, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского университета имени М.В. Ломоносова

Рецензенты: Н.М. Ползунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского университета имени М.В. Ломоносова;

И.В. Филиппова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения АГТУ

Методические рекомендации «Самостоятельная работа студентов. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» содержат перечень заданий для самостоятельной работы студентов заочной и очной формы обучения с указанием рекомендаций по их выполнению, формы отчетности. Задания составлены по каждой дидактической единице дисциплины ГОС ВПО (2005г.) по специальности 050711 «социальная педагогика с дополнительной специальностью» ОПД.Ф.01 Педагогика «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии».

© Поморский университет,2010

Пояснительная записка

Курс «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» носит интегративный психолого-педагогический характер. Основная задача курса - подготовка студентов к выполнению такого вида профессиональной деятельности как развивающая. Типовыми задачами в области развивающей деятельности согласно ГОС ВПО (2005) являются (извлечение): разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении; проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей; психологическая поддержка учителей в образовательном процессе. Данный курс направлен на создание у современного социального педагога знаний основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Это необходимо для компетентного решения социальных проблем таких категорий детей как дети с признаками школьной дезадаптации, социально – педагогической запущенностью и т.д. Данный курс имеет многочисленные межпредметные связи с такими курсами, как Педагогическая и Возрастная психология, а в последующем с практико-ориентированным курсом «Методика и технология работы социального педагога». Так, возрастная и педагогическая характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Особенностью данного курса является различная точка зрения на содержание и место коррекционной педагогики в современной системе оказания помощи ребенку. Коррекционная педагогика, в настоящий момент функционирует и существует в виде коррекционно-развивающей деятельности с детьми и подростками в общеобразовательной школе. При изучении курса используются следующие методы и формы орга­низации учебно-познавательной деятельности студентов: лекции, семинар­ские и практические занятия, самостоятельная работа, исследовательские и творческие задания. Программа курса по специальности 050711.00 «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» рассчитана дневная форма обучения: на 46 аудиторных часов, из них лекций – 28 ч., семинаров – 18 ч., самостоятельная работа - 46 ч. Дисциплина изучается в 5-м семестре. Форма итоговой отчетности – экзамен.Заочная форма обучения лекций – 16 ч., семинаров – 10 ч., самостоятельная работа - 46 ч.

Выписка из ГОС ВПО (2005г.) по специальности 050711 «социальная педагогика с дополнительной специальностью»

ОПД.Ф.01Педагогика «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»

«Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонение развития человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы».

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. 8

1.1. Предмет и задачи курса коррекционной педагогики. 8

1.2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний. 12

1.3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. 14

1.4. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками 16

1.5.Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности. 17

1.7. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической. 20

деятельности. 20

2. Норма и отклонение развития человека. 24

2.1.«норма-аномалия» как междисплинарная проблема. 24

2.2.Психологический аспект проблемы «норма-аномалия». 25

2.3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. 32

2.4. Критерия явления «норма-аномалия». 35

3. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины 38

3.1. Первичный и вторичный дефект. 38

3.2. Комбинированные нарушения, их причины.. 40

4.Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей 47

4.1.Общие и специфические закономерности психологического развития ребенка 47

4.2.Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития 47

4.3.Компенсация и коррекция. Профилактика. 48

4.4.Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии 49

5. Девиантное поведение детей. 51

5.1. Определение понятия «трудный подросток». 51

5.2.Понятия девиантного поведения. 51

5.3.Психологические особенности личности подростка. 53

5.4.Причины девиантного поведения и психологические факторы трудновоспитуемости подростков. 54

5.5.Характеристика семей способствующих появлению трудных детей: 54

5.6.Коррекция девиантного поведения. 57

6. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.. 59

Приложение 1 Вопросы для самоконтроля. 71

Приложение 2 Контрольные и аттестационные педагогические

измерительные материалы (АПИМ) для проверки текущих и остаточных знаний студентов. 72

Приложение 3 Тезаурус. 74

Приложение 4 Интернет- ресурсы по дисциплине. 78

Общие вопросы дефектологии. 78

Электронные библиотеки. 78

Учреждения, организации. 79

Периодические издания. 80

Общепедагогические принципы

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.

2. Принцип целостности и системности педагогического процесса.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.

7. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий

Содержание и основные направления коррекционно-педагогической

Деятельности

Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность - составная часть единого педагогического процесса, то она должна обладать определенным «рабочим полем», быть очерчена «кругом влияния», сферой своего воздействия, иметь определенную структуру и направления воздействия.

Во-первых, в рамках концепции коррекционно-развивающего образования и воспитания детей и подростков коррекционно-педагогическая деятельность занимает центральное положение в едином педагогическом процессе. Во-вторых, коррекционная деятельность, являясь одной из составных частей общего образования, в то же время имеет свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспитательного процесса. В-третьих, по объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе общего образования ему отводится довольно заметное место на пересечении составляющих образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие). В-четвертых, коррекция как самостоятельная единица педагогического процесса должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку для коррекционно-педагогического процесса она является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса. Система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в

развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены

как стратегические направления:

1.корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными) – т.е. «терапия средой»;

2.специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

3. целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

4.психогигиена общения и семейного воспитания.

В коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с отклонениями в развитии и поведении выделяются следующие направления коррекционной деятельности:

1.нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;

2.компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление

деятельности в той области, которую он любит, в которой он может добиться

хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечение спортом, техникой, музыкой и т.д.);

3.восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);

4.постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;

5.интенсификация положительного развития личности, формирование

ведущих положительных качеств;

6.усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

7.накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и

потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;

8.исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек. В коррекционно-педагогической деятельности существует определенный инструментарий: методы, приемы и средства достижения поставленной цели, реализации конкретных задач; осуществление соответствующих мероприятий по различным направлениям деятельности. В коррекционно - педагогической деятельности выделяются группа методов: переубеждения, принуждения, приучения, «реконструкции» характера, «взрыва», переключения, поощрения и наказания (А.И. Кочетов).

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:

1. суггестивные (суггестия – внушение, намек) и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;

2. дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;

3. метод «сократического диалога»;

4. методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;

5. методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;

6. методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конфликтов;

метод арттерапии; метод социальной терапии; метод поведенческого тренинга и т.д.

Все эти методы и методики коррекция развития и поведения ребенка являются важным инструментом в преодоление существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум. Содержательная часть коррекционно-педагогической деятельности должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в познавательной деятельности, но и на формировании мировоззрения, социально значимых знаний, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практико-ориентирована нацелена на высокий уровень результативности. Она должна быть пронизана идеей сотрудничества и взаимодействия между объектом и субъектами коррекционно-педагогического процесса, между ученическим и педагогическим коллективом. Коррекционно-педагогическая деятельность должна опираться на прочную базу координаций усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, в формировании у них социально значимых качеств личности. Только таким образом, при сохранении строгой последовательности всех элементов и этапов деятельности (от постановки цели до достижения конечного результата, сравнения намеченных рубежей и достигнутого результата до самооценки и самоанализа всего процесса коррекционной деятельности) можно говорить о результативности коррекционно-педагогической деятельности, о ее психолого-педагогической значимости в едином педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Самостоятельная работа студентов

1. Подготовьтесь к повторительно-обобщающему семинару по теме «Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики»

План

1. Предмет и задачи курса коррекционной педагогики.

2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.

3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

4. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и
подростками.

5. Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности.

6. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической
деятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-234с.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.-223с.

3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-332с.

4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М.: Аграф, 1996. – (Психология и реабилитация). Вып. 1. (мед. аспекты): Психич. Здоровье шк-ка. – 1996. – 159 с.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведеий /Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Акадеимя,1999.- 280с.

7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.-276с.

8. Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-341с.

9. Специальная педагогика: Уч. пособ. Для студ. пед.вузов / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.//Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2007- 442с..

2. Составьте глоссарий по данной теме.

3. Прочитайте В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция». Какие идеи высказанные автором актуальны в современных условиях? Представьте обоснованный ответ в тетради для самостоятельной работы.

4.Разграничьте интересы двух таких научных отраслей педагогики, как коррекционная педагогика и специальная педагогика (дефектология).

5.Составьте глоссарий персоналий - ученых, заложивших основы коррекционной педагогики и специальной психологии.

Девиантное поведение детей

Таким образом, как нормальное, так и отклоняющееся поведение индивида является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.

Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в социальной дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.

Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3, 7, 13 и 17 лет.

Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.

Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонения в поведении возникают внезапно. Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью».

5.5.Характеристика семей способствующих появлению трудных детей:

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных се­мей, способствующих появлению трудных детей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития роди­телей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

2) конфликтные семьи, где родители не стремятся испра­вить недостатки своего характера либо где один из ро­дителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующе­го конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и прин­ципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуман­ные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.

Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохра­нить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиесяим образцы поведения предшествующих эта­пов развития, например, меньшую активность, послуш­ность и т. д.

Социально-педагогическая помощь детям с отклоняющим­ся от нормы поведением включает в себя различные направле­ния. В первую очередь, это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с детьми и подростками иих родителями. Важным этапом повышения их эффективности является разра­ботка и осуществление различных воспитательно-профилак­тических программ, имеющих общую цель - управление процессом социализации детей и подростков, создание усло­вий для нормального развития ребенка, устранение десоциализирующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление ребенка в статусе и дееспособности.

Общая профилактика представляет собой выявление и уста­новление причин, порождающих отклоняющееся от нормы по­ведение, а также обстоятельств, благоприятствующих де­формации сознания детей и подростков, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и про­филактической работы в группах.

Индивидуальная профилактика и коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление детей и подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных для формирования личности ребенка условий. В данном случае педагоги могут использовать всевозможные анкеты и карты наблюдения, многие из которых не требуют специального обучения для заполнения.

Задачи индивидуально-профилактической работы с детьми и подростками:

• выявление детей и подростков, склонных к девиациям или имеющих факты девиантного поведения;

• постоянный и всесторонний контроль (по месту жительст­ва, учебы, работы) заих поведением и образом жизни;

• глубокое изучение личности и индивидуальности детей и подростков и источников положительного и отрицатель­ного влияния на ребенка;

• определение путей и выработка мер по созданию обстанов­ки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений;

• воспитательное воздействие на окружение, отрицательно влияющее на детей и подростков.

Дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного, поэтому сле­дующим направлением совершенствования воспитательно-про­филактической работы является организация досуга детей и подростков. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительно­го образования. Эти учреждения предоставляют ребенку широ­кие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности. Профилактика девиаций, через вклю­чение ребенка в деятельность УДО, подкрепляется возможнос­тью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Дети и подростки обычно легко адаптируются в условиях доброже­лательной, психологически комфортной обстановки. Этот ком­форт подкрепляется возможностью свободной смены вида деятельности: всегда можно найти ту нишу, в которой ребенок ощутит ситуацию успеха, укрепит свое личностное достоин­ство. Цель дополнительного образования в решении проблем занятости детей, учитывая его своеобразие, - органическое сочетание видов организации досуга (отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество) с различными форма­ми образовательной деятельности.

Дополнительное образование традиционно широко взаимо­действует с организациями и учреждениями иных предмет­ных и творческих сфер. На базе школ возможна реализация программ индивидуаль­ной и групповой социально-педагогической профилактики и кор­рекции, которые должны быть рассчитаны как на взрослых - воспитателей, родителей, учителей, так и на детей и подростков.

Таким образом, можно выделить основные направления совершенствования воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками (социально-педагогический аспект):

организация воспитательно профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, на­чиная с младшего школьного возраста;

-смещение акцентов на позицию индивидуализацииэтой работы;

-учет позиции ребенка как активного субъекта организа­ции воспитательно-профилактической работы;

-целесообразность применения методов, тормозящих раз­витие отрицательных качеств личности детей и подрост­ков и стимулирующих развитие положительных;

-организация работы с семьей на федеральном, регио­нальном уровнях, уровне отдельных микрорайонов и образовательных учреждений через реализацию про­грамм, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

-организация досуга детей через включение их в деятель­ность учреждений дополнительного образования;

-создание и расширение сети школ-комплексов в отдален­ных городских микрорайонах и сельской местности.

План

1.Раскройте роль учителя в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с отклонениями в развитии и поведении.

2.Обоснуйте требования к профессионально-педагогической подготовке учителя и его готовности к коррекционно-педагогической деятельности.

3.Обоснуйте отличия в организации коррекционно-педагогического процесса в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

4. Дайте представление о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Выделите ее роль в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков?

5.Какова структура государственной системы коррекции, поддержки и социальной защиты детей и подростков с проблемами в развитии?

6.Инклюзивное образования в России: вариант интеграции или новое качество специального (коррекционного) образования.

Рекомендуемая литература

1.Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро – и патопсихологии. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.

2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

3.Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

4.Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М.:ЭНАС, 2005. – 168 с.

Приложение1

Вопросы для самоконтроля

1.Предмет и объект коррекционной педагогики.

2.Основные задачи и принципы коррекционной педагогики.

3.Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

4.Категории и основные научные теории коррекционной педагогики.

5.Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии.

6.Психолого-педагогические подходы к проблеме норма и отклонение развития человека.

7.Психическое здоровье и факторы риска в развитии ребенка.

8.Причины психических нарушений личностного развития детей.

9.Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии.

10.Критерии явления норма-аномалия.

11.Психический дизонтогенез по В.В. Лебединскому

12.Первичный и вторичный дефект.

13.Комбинированные нарушения и их причины. Теория Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка.

14.Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии

15.Характерологические и поведенческие отклонения ребенка.

16.Причины и условия отклоняющегося поведения подростков.

17.Критерии девиантного поведения подростков.

18.Профилактика отклоняющегося поведения подростков.

19.Понятие «дети с отклонениями в развитии» в специальной психологии

Приложение2

Контрольные и аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ) для проверки текущих и остаточных знаний студентов

Приложение3

Тезаурус

Адаптация социальная – приспособление индивида к условиям социальной среды. Типы социальной адаптации: 1) активное воздействие на среду, 2) пассивное, конформное принятие ценностных ориентаций и целей социальной группы. Социальная адаптация связана с принятием индивидом различных социальных связей. Нарушением социальной адаптации является асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания.

Аддиктивное поведение - использование каких-то веществ или специфической ак­тивности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмо­ций.

Антисоциальное поведение - поведение, которое противоречит общественной идеологии, политике и общечеловеческим истинам; действия, нарушающие существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного по­ведения.

Асоциальное поведение - это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.

Аутодеструктивноеповедение (саморазрушительное) — это по­ведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. У подростков выделяется его опосредованность групповыми ценностями: группа, в которую вклю­чен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную за­висимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение

Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил. К девиантному поведению обычно относят правонарушения, преступность, алкоголизм, наркоманию и пр. Вероятность возникновения девиантного поведения членов общества возрастает при рассогласовании требований социальной среды и ожиданий субъекта. Причинами такого рассогласования могут быть как психические особенности личности, так и социальные условия их реализации. Подобные условия могут возникнуть в обществе, находящемся в состоянии дезорганизации, когда возникают: утрата зна́чимости социальных норм и предписаний, отсутствие эталона поведения для оценки субъектом своего социального положения и выбора образца поведения, несоответствия между универсальными целями общества и средствами их достижения, ослабление нормативного контроля за индивидуальным поведением.

Дезадаптация ребёнка - рассогласование, несоответствие, неприятие ребёнком окружающей среды, условий жизнедеятельности.

Делинквентное поведение - поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.

Депривация - недостаточное удовлетворение каких-либо потребностей ребёнка.

Дети с проблемами - дети, имеющие физический и/или психический недостаток (проблему), которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития. Другие названия: трудные, трудновоспитуемые, девиантные, дезадаптированные, дети зоны риска.

Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуальный подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребёнка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Коррекция - работа по компенсации выявленных отклонений; направлена на ребёнка и его микросоциальное окружение.

Маргинальное поведение (пограничное) — находится на са­мой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей (бродяжничество, попрошайничество, алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство).

Нестандартное поведение («ненормативное») — выходит за рам­ки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах: — креативное (творческое) поведение - реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изме­нению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окру­жающих; — девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окру­жающих и социальную дезадаптацию.

Нормативное поведение («стандартное») — соответствует со­циальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает, одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В це­лом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть ли­шено индивидуальности.

Отклоняющееся, или девиантное, поведение - поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам.

Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает про­дуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

Педагогически запущенные дети - дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчётами, а также несвоевременным принятием мер.

Профилактика - установка, сглаживание, устранение причин, условий и факторов, вызывающих отклонения в развитии и социализации ребёнка.

Реабилитация - комплексная, многоуровневая, этапная диагностическая и коррекционная система взаимосвязанных действий, направленных к тому, чтобы восстановить права, статус, здоровье, дееспособность человека, утвердиться в собственных глазах и перед лицом окружающих.

Социально запущенные дети - дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.

Суицидное поведе­ние (аутоагрессия) - повышенный риск самоубийства и причинения себе вреда.

Сферы проявления отклонений (девиаций):

- школьной неуспеваемости детей;

- отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;

- недисциплинированности;

- невыполнении общественных норм поведения;

- нарушении прав окружающих людей;

- конфликтности; высокой тревожности;

- наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;

- гиперактивности (пассивности);

- немотивированной агрессии, жестокости;

- употреблении алког

Наши рекомендации