Прошлый опыт, анализируются имеющиеся возможности.

Формы когнитивного научения:

- латентное обучение на основе выработки когнитивных карт, которые отражают значения субъектов исуществующие между ними связи;

- выработка двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий, включающаяследующие стадии: когнитивную – выработка когнитивных стратегий строгой последовательности действий,движений, их программирования в зависимости от желаемого результата; ассоциативную – постепенноеулучшение координации и интеграции различных элементов навыков; автономную – навык становитсяавтоматическим, без ошибок.
- инсайт (озарение) – форма научения, при которой определенная информация, имеющаяся в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации, синтезируясь и информацией, располагаемой индивидом прирешении проблемы. Решение проблемы происходит внезапно, без проб и ошибок, без логических рассуждений;

- рассуждение – форма научения, характеризующаяся нахождением решения на основе мыслительныхпроцессов анализа, синтеза, сравнения, логических рассуждений;

- перцептивное научение, для которого характерно изменение восприятия какого-либо объекта врезультате предшествующих восприятий этого же объекта. При этом выдвигаются гипотезы, определяющие, ккакой категории можно отнести воспринимаемое с наибольшей вероятностью;

- концептуальное научение, при котором происходит формирование понятий на основе абстрагирования(поиска черт сходства между двумя объектами) и обобщения (подведение под понятие новых предметов,имеющих общее свойство с предметами, послужившими основой доля выработки данного понятия).

Обучение как педагогический процесс.
Обучение – есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками,развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Существенные признаки процесса обучения (С.П.баранов):

- обучение – это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения);

- обучение – ускорение познания в индивидуальном развитии;

- обучение – это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

- постановка целей учебной работы;

- формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

- определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

- организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

- придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

- регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

- оценивание результатов деятельности учащихся.
Учебно-познавательную деятельность состоит из соответствующих компонентов:

- осознание целей и задач обучения;

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

- восприятие, осмысление и запоминание учебного материала;

- применение знаний на практике и последующее повторение;

- проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

- самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

- самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

Педагогическая структура педагогического процесса включает: цель, принципы, содержание, методы,средства и формы.

Психологическая структура педагогического процесса включает: познавательные процессы (восприятие,мышление, осмысление, запоминание, усвоение информации); мотивация учения (проявление учащимисяинтереса, склонностей, мотивации учения, динамики эмоционального настроя); напряжение (подъемы и спадыфизического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления).

Теории обучения. Традиционное обучение.
Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков

посредством осмысления и запоминания учебного материала.
В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.

Процесс образования ассоциаций в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:

- восприятие учебного материала;

- осмысление;

- запоминание и сохранение;

- применение (воспроизведение) усвоенного в практической деятельности.
Характеристика традиционного обучения:

- цель: передача знаний, умений и навыков;

- методы: объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа;

- форма организации: классно-урочная;

- характер взаимодействия: взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения;

- критерий эффективности – уровень сформированности знаний, умений и навыков, входящих в образовательный минимум.

Отличительные особенности:

- по основанию непосредственности / опосредованности взаимодействия обучающего и обучаемого – это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик – пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы;

- по способу организации обучения – это информационно-сообщающее, использующее методы

трансляции готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивному изложению. Усвоение учебного материала происходит преимущественно за счет механического запоминания;

- по основанию принципа сознательности /интуитивности – это сознательное обучение. При этом осознание направлено на сам предмет освоении – знания, а не на способы их получения;

- ориентация обучения на среднего ученика, что ведет к трудностям в усвоении учебной программы, как у неуспевающих, так и у одаренных детей.
Достоинства и недостатки традиционного обучения (Б.Б.Айсмонтас):

Достоинства:

- позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности;

- обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков;

- непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях;

- коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение.

Недостатки:

- ориентированно больше на память, чем на мышление;

- мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности;

- в недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации;

- превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателями и учащимися.
Принципы традиционного обучения:

- содержательные принципы обучения: принцип гражданственности; научности; воспитывающего обучения; принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения;

- организационно-методические принципы обучения: принцип преемственности, последовательности и

систематичности обучения. Принцип группового и индивидуального обучения.Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальны особенностям обучаемых; принцип сознательности и творческой активности; принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности; принцип наглядности; принцип продуктивности и надежности обучения.


Теории обучения. Проблемное обучение.
Проблемное обучение– способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.
Этапы проблемного обучения:

- осознание проблемной ситуации;

- формулировка проблемы на основе анализа ситуаций;

- решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез;

- проверка решения.
Уровни трудности.
-Нулевой уровень проблемности(при наличии трех звеньев решения, сохраняемых за учителем и отсутствия звеньев решения, передаваемых ученику): учитель ставит проблему, формулирует ее, решаетпроблему; ученик запоминает путь (технологию) решения проблемы;

- первый уровень проблемности (при наличии двух звеньев решения, сохраняемых за учителем и одногозвена решения, передаваемого ученику): учитель ставит проблему и формулирует ее; ученик решает проблему;

- второй уровень проблемности (при наличии одного звена решения, сохраняемого за учителем и двухзвеньев, передаваемых ученику): учитель ставит проблему; ученик формулирует и решает проблему;

- третий уровень проблемности (при отсутствии каких либо звеньев решения задачи, сохраняемых заучителем, и трех звеньев, передаваемых ученику): учитель проводит общую организацию и контроль, умелоеруководство; ученик осознает проблему, формулирует ее, решает проблему
Достоинства:

- способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения;

- формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы;

- развивает мыслительные способности учащегося;

- помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

Недостатки:

- в меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков;

- требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения.
Проблемная ситуация для человека возникает, если:

- есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу;

- имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным иискомым, условиями и требованиями.

Наши рекомендации