Вводный семинар на тему «Электродинамика»
Цели семинара:
- помочь студентам составить образ предстоящей темы на основе их опыта и знаний;
- ознакомить студентов со способами классификации материала.
План семинара:
1. Объяснение структуры семинара, постановка его целей.
2. Демонстрация совместно преподавателем и студентами опытов по электричеству.
3. Коллективный сбор учащимися информации об электромагнетизме и ее классификация по разделам.
4. Создание учебных групп.
5. Работа групп по выбранным разделам.
6. Выступления групп.
7. Оценка выступлений.
8. Анализ семинара.
Вводное занятие по изучению интереснейшего раздела физики — электродинамики — студентам предлагается провести самостоятельно.
Сущность электромагнитных явлений студенты осваивают с помощью известных им из школьного курса опытов: притягивание мелких предметов наэлектризованной палочкой, зарядка электрометра, горение лампочки в электрической цепи, отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током.
В ходе демонстраций актуализируются имеющиеся у студентов знания:
- обсуждаются причины притяжения легких предметов заряженными телами,
- выясняются сущность электризации,
- условия существования электрического тока,
- обозначается существование электрического и магнитного полей.
Систематизация знаний и представлений по электричеству и магнетизму происходит при обсуждении студентами известных сведений или собственных гипотез по электромагнетизму, которые преподаватель заносит в соответствующие графы на доске: электромагнитные явления, понятия, законы.
Объем собранного содержания делится на тематические разделы и заносится в таблицу, например: электростатика; электрический ток; электромагнетизм.
Свободные колонки таблицы заполняются студентами самостоятельно: явления, понятия и формулы законов записываются в соответствии с выделенными разделами (Табл. 1).
Таблица 1.
Разделы | Явления | Понятия | Законы |
Электростатика | |||
Электрический ток | |||
Электромагнетизм |
Затем студенты делятся на 3 группы, каждая из которых готовит выступление по своей теме, используя следующий план:
ü краткая теория вопроса с использованием тех понятий, которые приведены в таблице;
ü рисунок или концепт, иллюстрирующий основные положения темы;
ü придуманный опыт по теме;
ü 1-2 вопроса по своей теме для другой группы.
При подготовке к выступлению группы студенты пользуются доступными приборами, материалами, литературой, самостоятельно организуют свою работу.
От каждой группы выбирается по одному представителю в экспертную группу, которая вырабатывает критерии оценки выступления групп, учитывая:
· содержание выступления;
· содержание и качество рисунка-концепта;
· технологические средства, используемые при выступлении;
· глубина и оригинальность придуманных вопросов;
· ответы на вопросы других групп.
После выступления групп эксперты поясняют свои критерии, анализируют выступления групп, объявляют количество набранных ими баллов.
В итоге занятия проводится рефлексия.
Рефлексия
Выделите наиболее яркие впечатления от работы над темой семинара и методикой его проведения.
Рассмотрите свою деятельность в ходе семинара. (Виды деятельности, организация групповой, индивидуальной деятельности, что еще? - …)
Охарактеризуйте степень осознания Вами результатов работы семинара.
Задание 4.
Задание для самостоятельной работы студентов при подготовке к инновационномусеминару-выставке.
4.1 Разработайте семинар-выставку.
В плане семинара укажите:
· тему семинара, дисциплину (учебный предмет), курс (класс);
· цели семинара-выставки;
· разделы выставки;
· задания ведущим разделов выставки;
· порядок проведения семинара;
· форму отзыва о выставке или план рецензии для студентов-посетителей и ведущих разделов.
4.2 Помните, что при проведении семинара-выставки в аудитории выставляются:
· научно-популярная литература,
· стендовые доклады,
· студенческие рефераты,
· самодельные газеты, картины, плакаты, рекламы,
· демонстрационное и лабораторное оборудование по изучаемой теме,
· что еще? ______________.
4.3 Напоминаем, что:
· каждую часть выставки обслуживает студент-экскурсовод,
· студенты группами переходят от одной экспозиции к другой, смотрят, слушают экскурсовода, задают вопросы, выполняют опыты,
4.4. Рекомендуем: в конце семинара студентам написать отзыв о выставке или рецензию по заданному плану.
Например:
1. Что вам больше всего понравилось на выставке?
2. С какими новыми понятиями, законами, приборами вы познакомились?
3. Где и для чего они применяются?
4. О чем бы вы хотели узнать дополнительно?
5. По какой теме вы могли бы выступить на семинаре?
6. Каково ваше общее впечатление о проведенном занятии?
7. Ваши замечания и предложения.
Такой семинар-выставка может проводиться как в начале изучения темы или раздела курса, так и при обобщении материала.
Задание 5.
Разработайте и проведите семинар на тему «Источники и движущие силы психического развития ребенка».
Семинар может быть организован в форме семинара-дискуссии.
5.1 Напоминаем вам: так как проблема является дискуссионной, то полемика вокруг нее должна ставить перед собой следующие цели:
- показать студентам творческий характер поиска истины,
- приобщить их к исследовательскому поиску,
- привлечь к процедуре поиска истины.
5.2 Рекомендуем: учебную группу разбить на две подгруппы:
- Одной подгруппе ставится задача доказать, что биологические факторы являются детерминирующими в психическом развитии;
- Другая подгруппа должна отстаивать оппозиционную точку зрения, т. е. аргументировано доказывать, что социальные факторы являются более важными в процессе развития.
Такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию критического мышления студентов.
Рефлексия к практикуму
· Выделите наиболее яркие впечатления от знакомства с типами семинаров и методикой их проведения.
· Рассмотрите деятельность по разработке и проведению (моделированию) своего семинара.
· Выскажите свои пожелания и предложения по совершенствованию предоставленных материалов.
Литература:
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2003.
2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1982.
3. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. — Псков, 1996. Культура современного урока/ Под ред. Н.Е.Щурковой. — М., 1997.
4. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. — М., 1990.
5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.:Питер, 2004.