Вводный семинар на тему «Электродинамика»

Цели семинара:

- помочь студентам составить образ предстоящей темы на основе их опыта и знаний;

- ознакомить студентов со способами классифи­кации материала.

План семинара:

1. Объяснение структуры семинара, постановка его целей.

2. Демонстрация совместно преподавателем и студентами опытов по электричеству.

3. Коллективный сбор учащимися информации об электромагнетизме и ее классификация по разделам.

4. Создание учебных групп.

5. Работа групп по выбранным разделам.

6. Выступления групп.

7. Оценка выступлений.

8. Анализ семинара.

Вводное занятие по изучению интереснейшего раздела физики — элек­тродинамики — студентам предлагается провести самостоятельно.

Сущность элек­тромагнитных явлений студенты осваивают с помощью известных им из школьного курса опы­тов: притягивание мелких предметов наэлектризованной палочкой, зарядка электрометра, горение лампочки в электрической цепи, отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током.

В ходе демонст­раций актуализируются имеющиеся у студентов знания:

- обсуждаются причины притяжения легких предметов за­ряженными телами,

- выясняются сущность электризации,

- условия су­ществования электрического тока,

- обозначается существование электрического и магнитного полей.

Систематизация знаний и представлений по электричеству и магнетизму происходит при обсуждении студентами извест­ных сведений или собственных гипотез по электромагнетизму, которые преподаватель заносит в соответствующие графы на доске: электромагнитные явления, понятия, законы.

Объем собранного содержания делится на тематические разделы и заносится в таблицу, например: электростатика; электрический ток; электромагнетизм.

Свободные колонки таблицы заполняются студентами самостоятельно: явления, понятия и формулы законов записываются в соответствии с выделенными разделами (Табл. 1).

Таблица 1.

Разделы Явления Понятия Законы
Электростатика      
Электрический ток      
Электромагнетизм      

Затем студенты делятся на 3 группы, каж­дая из которых готовит выступление по своей теме, используя следую­щий план:

ü краткая теория вопроса с использова­нием тех понятий, которые приведены в таблице;

ü рисунок или концепт, иллюстрирующий основные положения темы;

ü придуманный опыт по теме;

ü 1-2 вопроса по своей теме для другой группы.

При подготовке к выступлению группы студенты пользуются доступны­ми приборами, материалами, литературой, самостоятельно организуют свою работу.

От каждой группы выбирается по одному представителю в экспертную группу, которая вырабатывает критерии оценки выступления групп, учитывая:

· содержание выступления;

· содержание и качество рисунка-концепта;

· технологические средства, используемые при выступлении;

· глубина и оригиналь­ность придуманных вопросов;

· ответы на вопросы других групп.

После выступления групп эксперты поясняют свои критерии, анализируют выступления групп, объявляют количество набранных ими баллов.

В итоге занятия проводит­ся рефлексия.

Рефлексия

Выделите наиболее яркие впечатления от работы над темой семинара и методикой его проведения.

Рассмотрите свою деятельность в ходе семинара. (Виды деятельности, организация групповой, индивидуальной деятельности, что еще? - …)

Охарактеризуйте степень осознания Вами результатов работы семинара.

Задание 4.

Задание для самостоятельной работы студентов при подготовке к инновационномусеминару-выставке.

4.1 Разработайте семинар-выставку.

В плане семинара укажите:

· тему семинара, дисциплину (учебный предмет), курс (класс);

· цели семинара-выставки;

· разделы выставки;

· задания ведущим разделов выставки;

· порядок проведения семинара;

· форму отзыва о выставке или план рецензии для студентов-посе­тителей и ведущих разделов.

4.2 Помните, что при проведении семинара-выставки в аудитории выставляются:

· научно-по­пулярная литература,

· стендовые доклады,

· студенческие рефераты,

· самодельные газеты, картины, плакаты, рекламы,

· демонстра­ционное и лабораторное оборудование по изучаемой теме,

· что еще? ______________.

4.3 Напоминаем, что:

· каждую часть вы­ставки обслуживает студент-экскурсовод,

· студенты группами перехо­дят от одной экспозиции к другой, смотрят, слушают экскурсо­вода, задают вопросы, выполняют опыты,

4.4. Рекомендуем: в конце семинара студентам написать отзыв о выставке или рецензию по заданному плану.

Например:

1. Что вам больше всего понравилось на выставке?

2. С какими новыми понятиями, законами, приборами вы познакомились?

3. Где и для чего они применяются?

4. О чем бы вы хотели узнать дополнительно?

5. По какой теме вы могли бы выступить на семинаре?

6. Каково ваше общее впечатление о проведенном занятии?

7. Ваши замечания и пред­ложения.

Такой семинар-выставка может проводиться как в начале изучения темы или раздела курса, так и при обобщении материала.

Задание 5.

Разработайте и проведите семинар на тему «Источники и движущие силы психического развития ребенка».

Семинар может быть организован в форме семинара-дискуссии.

5.1 Напоминаем вам: так как проблема яв­ляется дискуссионной, то полемика вокруг нее должна ставить перед собой следующие цели:

- показать студентам творческий характер поиска истины,

- приобщить их к исследовательскому поиску,

- привлечь к процедуре поиска истины.

5.2 Рекомендуем: учебную группу разбить на две подгруппы:

- Одной подгруппе ставится задача доказать, что биологические факторы являются детерминирующими в психическом развитии;

- Другая подгруппа должна отстаивать оппозиционную точку зрения, т. е. аргументировано доказывать, что социальные факторы являются более важными в процессе развития.

Такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию критического мышления студентов.

Рефлексия к практикуму

· Выделите наиболее яркие впечатления от знакомства с типами се­минаров и методикой их проведения.

· Рассмотрите деятельность по разработке и проведению (моделированию) своего семинара.

· Выскажите свои пожелания и предложения по совершенствованию предоставленных материалов.

Литература:

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2003.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1982.

3. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. — Псков, 1996. Культура современного урока/ Под ред. Н.Е.Щурковой. — М., 1997.

4. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. — М., 1990.

5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.:Питер, 2004.

Наши рекомендации