Семинар с индивидуальной работой

Студенты:

· ставят перед собой учебную задачу по теме,

· составляют план занятия,

· выбирают вид учеб­ной деятельности,

· продумывают форму отчета.

Преподаватель предлагает банк данных, облегчающий учащимся выбор перечисленных элементов деятельно­сти.

Возможные задания, виды деятельности и формы отчета записы­ваются до начала семинара на доске в виде таблицы.

Семинар с групповой работой.Его специфика состоит в том, что учащиеся, занимающиеся одинаковыми вопросами во время индивидуаль­ной работы, объединяются в группы.

Каждая созданная группа проду­мывает форму занятий по своей теме для остальных студентов.

Группа готовит выступления, опыты, задачи, викторины для тех студентов, которые придут к ним на следующем занятии.

Семинар в группах по выбору. Во время такого занятия одновремен­но выступают несколько учащихся — представители групп, работав­ших на предыдущем семинаре.

Они кратко рассказывают всему клас­су, что будут делать ученики, выбравшие для занятий их группу. Школьники образуют новые рабочие группы.

Семинар генерации идей.Учащиеся распределяются по парам: гене­раторы и организаторы.

Генератор излагает свое видение проблемы, описывает все, что ему известно или неизвестно по теме.

Организатор задает ему вопросы на уточнение, поощряет высказывания, записыва­ет основные ответы и полученные в ходе обсуждения результаты.

Преподаватель задает ал­горитм фиксации результатов, например:

· основные понятия по теме;

· символ или схема, изображающая проблему;

· возник­шие в парах вопросы и др.

Через некоторое время пары переходят от этапа генерации к обсуждению наработанного материала, а затем вы­ступают с результатами перед всеми участниками.

Семинар – «круглый стол».

На занятие приглашаются специалисты по рассматриваемым проблемам — ученые или специально подготов­ленные студенты.

Специалисты

· обмениваются с учащимися подготов­ленной информацией,

· отвечают на их вопросы,

· задают свои вопросы по проблематике.

Рефлексивный семинар.

Обсуждаются основные результаты про­шедших занятий, анализируются способы образовательной деятель­ности и особенности полученной продукции.

Студенты в группах кратко высказывают свои мнения по обозначенным вопросам.

Координатор семинара и лидеры групп фиксируют обобщенные и систематизиро­ванные результаты рефлексии. Затем происходит коллективное об­суждение ключевых проблем, выявленных в ходе индивидуальных выступлений.

Глоссарий по теме:

Семинар (от лат. Seminarium - рассадник) – вид учебных занятий, обсуждение учащимися (слушателями) под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов.

Просеминар- занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Основная задача: ознакомиться со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы с ними.

Спецсеминар - проводится, как правило, на старших курсах.

Основная задача: исследование по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Семинар - дискуссия - диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта, со­вместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем.

Дискуссия(от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — публичное об­суждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Диспут(от лат.disputo - рассуждать, спорить) — специ­ально подготовленный и организованный публичный спор на на­учную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции.

Семина­р-диспут -является основой формирования оценочных суждений, ут­верждений мировоззренческих позиций.

Семинар - деловая игра - воссоздает основные ситуации и элементы, присущие профессиональной деятельности, с целью овладения предметным содержанием профессиональной деятельности.

Вопросы для размышления и контроля

1. Почему семинар чаще всего оценивается как традиционная форма обучения в вузе?

2. Почему семинар как форма обучения на протяжении всего времени своего существова­ния претерпевает различные изменения? Назовите какие - на Ваш взгляд.

3. В чем причина живучести семинара? Целесообразно ли и в будущем оставить семинар в качестве одной из основных формы обучения в вузе? Обоснуйте свое мнение.

4. Раскройте и сравните сущность, цели и задачи традиционного и инновационного семинаров.

5. Как обеспечить преемственность в организации обучения в школе и вузе?

6. В чем назначение и специфика использования семинара в старших классах школы?

7. Согласны ли вы с мыслью о том, что семинар - более сложная форма для преподавателя, чем лекция?

Почему лекции обязан читать профессор или доцент, а семинары нередко ведут молодые ассистенты?

Практикум

Задание 1.

Используя материал, представленный в теоретической части «Основные типы, виды и формы семинаров», соотнесите типы семинаров с формами и активными методами их проведения.

Типы семинаров   Формы и Методы Традиционный Инновационный Продуктивный
Формы - - - - - - - - -
Методы - - - - - - - - -

Задание 2.

Одной из распространенных форм традиционных семинаров является заслушивание и обсуждение докладов студентов.

2.1 Ознакомьтесь с планом подготовки и проведения семинарского занятия, разработанного А.С. Агафоновой по теме «Гуманизм и инновации в педагогике» с использованием докладов студентов.

2.2 Разработайте свой вариант подготовки к семинарскому занятию и тематику докладов студентов.

Подготовка к семинарскому занятию.

1. Гуманизм — это:

1) признание ценности человека как личности;

2) забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;

3) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей;

4) ____________________________________.

(Ваш вариант ответа)

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация обра­зования»:

1) обучение и воспитание ведется в соответствии с природой чело­века;

2) учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;

3) отсутствие наказаний;

4) введение в обучение большого количества гуманитарных дис­циплин;

5) развивающий характер обучения и воспитания;

6) создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика;

7)___________________________________________.

(Ваш вариант ответа)

3. Заполните следующую таблицу.

«Индивидуализация образования» - и «дифференциация образования»  
Общее в этих понятиях Различия в этих понятиях  
----------------------------------------- ------------------------------------------ -------------------------------------------- --------------------------------------------

План семинара: «Гуманизм и инновации в педагогике».

1. Основной доклад:«Гуманизация образования: проблемы и поиски решений».

Темы для содокладов и сообщений:

- Кто такой гуманный учитель?

- Как соотносится гуманизация образования с развивающим характером обучения?

- В чем проявляются основные признаки гуманизации образования в современной школе (с привлечением результатов собственного исследования)?

2. Основной доклад: «Педагогические инновации».

Темы для содокладов и сообщений:

- История педагогических инноваций в России.

- Основные зарубежные педагогические инновации.

- Виды и структура инновационных процессов в Вашем (Петербургском, Тульском) регио­не (обзор публикаций).

- Инновационные образовательные учреждения Вашего реги­она (анализ с привлечением результатов собственного исследо­вания).

- Карта педагогических инноваций Вашего региона (опыт со­здания наглядного пособия).

Методические рекомендации студенту

«Как готовиться к семинарскому занятию?»

1. Начать необходимо с прочтения плана семинара, с поиска и ознакомления с необходимой и дополнительной литературой.

2. Рядом с Вами должен быть конс­пект лекции, учебник и специально подобранная литература.

3. Сначала отметьте в текстах, что и где есть по изу­чаемой проблеме.

4. Затем внимательно прочитайте и сделайте выписки (конспект, тезисы, развернутый план).

5. Особенно отме­чайте сложные, противоречивые аспекты.

6. Попытайтесь мысленно или вслух проговорить свой ответ на поставленную проблему.

7. При подготовке к семинару вдвоем сформулируйте и задайте друг другу вопросы на понимание, осмысление, уточнение проблемы, понятия.

8. Старайтесь говорить, пользуясь понятийным аппаратом науки, одновременно используя:

- собственные яркие сравнения, аналогии,

- наглядные пособия,

- диапроекторы с диа­фильмами,

- компьютерные презентации.

Задание 3.

Ознакомьтесь со структурой и технологией проведенияпродуктивного вводного семинара по физике на тему «Электродинамика», разработанного А.В. Хуторским.

Используя логику и структуру приведенного ниже занятия, разработайте вводный семинар по теме читаемого Вами курса дисциплины.

Наши рекомендации