Семинар с индивидуальной работой
Студенты:
· ставят перед собой учебную задачу по теме,
· составляют план занятия,
· выбирают вид учебной деятельности,
· продумывают форму отчета.
Преподаватель предлагает банк данных, облегчающий учащимся выбор перечисленных элементов деятельности.
Возможные задания, виды деятельности и формы отчета записываются до начала семинара на доске в виде таблицы.
Семинар с групповой работой.Его специфика состоит в том, что учащиеся, занимающиеся одинаковыми вопросами во время индивидуальной работы, объединяются в группы.
Каждая созданная группа продумывает форму занятий по своей теме для остальных студентов.
Группа готовит выступления, опыты, задачи, викторины для тех студентов, которые придут к ним на следующем занятии.
Семинар в группах по выбору. Во время такого занятия одновременно выступают несколько учащихся — представители групп, работавших на предыдущем семинаре.
Они кратко рассказывают всему классу, что будут делать ученики, выбравшие для занятий их группу. Школьники образуют новые рабочие группы.
Семинар генерации идей.Учащиеся распределяются по парам: генераторы и организаторы.
Генератор излагает свое видение проблемы, описывает все, что ему известно или неизвестно по теме.
Организатор задает ему вопросы на уточнение, поощряет высказывания, записывает основные ответы и полученные в ходе обсуждения результаты.
Преподаватель задает алгоритм фиксации результатов, например:
· основные понятия по теме;
· символ или схема, изображающая проблему;
· возникшие в парах вопросы и др.
Через некоторое время пары переходят от этапа генерации к обсуждению наработанного материала, а затем выступают с результатами перед всеми участниками.
Семинар – «круглый стол».
На занятие приглашаются специалисты по рассматриваемым проблемам — ученые или специально подготовленные студенты.
Специалисты
· обмениваются с учащимися подготовленной информацией,
· отвечают на их вопросы,
· задают свои вопросы по проблематике.
Рефлексивный семинар.
Обсуждаются основные результаты прошедших занятий, анализируются способы образовательной деятельности и особенности полученной продукции.
Студенты в группах кратко высказывают свои мнения по обозначенным вопросам.
Координатор семинара и лидеры групп фиксируют обобщенные и систематизированные результаты рефлексии. Затем происходит коллективное обсуждение ключевых проблем, выявленных в ходе индивидуальных выступлений.
Глоссарий по теме:
Семинар (от лат. Seminarium - рассадник) – вид учебных занятий, обсуждение учащимися (слушателями) под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов.
Просеминар- занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Основная задача: ознакомиться со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы с ними.
Спецсеминар - проводится, как правило, на старших курсах.
Основная задача: исследование по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Семинар - дискуссия - диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта, совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем.
Дискуссия(от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.
Диспут(от лат.disputo - рассуждать, спорить) — специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции.
Семинар-диспут -является основой формирования оценочных суждений, утверждений мировоззренческих позиций.
Семинар - деловая игра - воссоздает основные ситуации и элементы, присущие профессиональной деятельности, с целью овладения предметным содержанием профессиональной деятельности.
Вопросы для размышления и контроля
1. Почему семинар чаще всего оценивается как традиционная форма обучения в вузе?
2. Почему семинар как форма обучения на протяжении всего времени своего существования претерпевает различные изменения? Назовите какие - на Ваш взгляд.
3. В чем причина живучести семинара? Целесообразно ли и в будущем оставить семинар в качестве одной из основных формы обучения в вузе? Обоснуйте свое мнение.
4. Раскройте и сравните сущность, цели и задачи традиционного и инновационного семинаров.
5. Как обеспечить преемственность в организации обучения в школе и вузе?
6. В чем назначение и специфика использования семинара в старших классах школы?
7. Согласны ли вы с мыслью о том, что семинар - более сложная форма для преподавателя, чем лекция?
Почему лекции обязан читать профессор или доцент, а семинары нередко ведут молодые ассистенты?
Практикум
Задание 1.
Используя материал, представленный в теоретической части «Основные типы, виды и формы семинаров», соотнесите типы семинаров с формами и активными методами их проведения.
Типы семинаров Формы и Методы | Традиционный | Инновационный | Продуктивный |
Формы | - - - | - - - | - - - |
Методы | - - - | - - - | - - - |
Задание 2.
Одной из распространенных форм традиционных семинаров является заслушивание и обсуждение докладов студентов.
2.1 Ознакомьтесь с планом подготовки и проведения семинарского занятия, разработанного А.С. Агафоновой по теме «Гуманизм и инновации в педагогике» с использованием докладов студентов.
2.2 Разработайте свой вариант подготовки к семинарскому занятию и тематику докладов студентов.
Подготовка к семинарскому занятию.
1. Гуманизм — это:
1) признание ценности человека как личности;
2) забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;
3) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей;
4) ____________________________________.
(Ваш вариант ответа)
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:
1) обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека;
2) учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;
3) отсутствие наказаний;
4) введение в обучение большого количества гуманитарных дисциплин;
5) развивающий характер обучения и воспитания;
6) создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика;
7)___________________________________________.
(Ваш вариант ответа)
3. Заполните следующую таблицу.
«Индивидуализация образования» - и «дифференциация образования» | |
Общее в этих понятиях | Различия в этих понятиях |
----------------------------------------- ------------------------------------------ | -------------------------------------------- -------------------------------------------- |
План семинара: «Гуманизм и инновации в педагогике».
1. Основной доклад:«Гуманизация образования: проблемы и поиски решений».
Темы для содокладов и сообщений:
- Кто такой гуманный учитель?
- Как соотносится гуманизация образования с развивающим характером обучения?
- В чем проявляются основные признаки гуманизации образования в современной школе (с привлечением результатов собственного исследования)?
2. Основной доклад: «Педагогические инновации».
Темы для содокладов и сообщений:
- История педагогических инноваций в России.
- Основные зарубежные педагогические инновации.
- Виды и структура инновационных процессов в Вашем (Петербургском, Тульском) регионе (обзор публикаций).
- Инновационные образовательные учреждения Вашего региона (анализ с привлечением результатов собственного исследования).
- Карта педагогических инноваций Вашего региона (опыт создания наглядного пособия).
Методические рекомендации студенту
«Как готовиться к семинарскому занятию?»
1. Начать необходимо с прочтения плана семинара, с поиска и ознакомления с необходимой и дополнительной литературой.
2. Рядом с Вами должен быть конспект лекции, учебник и специально подобранная литература.
3. Сначала отметьте в текстах, что и где есть по изучаемой проблеме.
4. Затем внимательно прочитайте и сделайте выписки (конспект, тезисы, развернутый план).
5. Особенно отмечайте сложные, противоречивые аспекты.
6. Попытайтесь мысленно или вслух проговорить свой ответ на поставленную проблему.
7. При подготовке к семинару вдвоем сформулируйте и задайте друг другу вопросы на понимание, осмысление, уточнение проблемы, понятия.
8. Старайтесь говорить, пользуясь понятийным аппаратом науки, одновременно используя:
- собственные яркие сравнения, аналогии,
- наглядные пособия,
- диапроекторы с диафильмами,
- компьютерные презентации.
Задание 3.
Ознакомьтесь со структурой и технологией проведенияпродуктивного вводного семинара по физике на тему «Электродинамика», разработанного А.В. Хуторским.
Используя логику и структуру приведенного ниже занятия, разработайте вводный семинар по теме читаемого Вами курса дисциплины.