Педагогические возможности семинарских занятий
Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium, что означает "рассадник".
Они проводились в древнегреческих и римских Школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений преподавателей.
Семинар предназначен для углубленного изучения вопросов изучаемого предмета. Он дает возможность овладеть умениями, навыками, точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести диалог, оппонировать.
Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы, и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.
Основные задачи семинара:
- Помочь студентам глубоко овладеть изучаемым предметом,
- Способствовать развитию у студентов необходимых умений и навыков, научного мышления,
- Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки, в целом, и по изучаемому предмету, в частности.
Семинарские занятия могут быть представлены тремя разновидностями: просеминар, собственно семинар и спецсеминар.
Семинарские занятия открывают большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов.
Они чаще всего являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний.
Семинарское занятие дает студенту возможность:
- проверить, уточнить, систематизировать знания,
- овладеть терминологией и свободно ею оперировать,
- научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки,
- анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать.
Семинар призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.
В процессе подготовки к семинарупроисходитразвитие умений самостоятельной работы:
- развиваются умения самостоятельного поиска,
- отбора и переработки информации.
Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска.
На семинарском занятии происходит стимулирование интеллектуальной деятельностистудентов:активизация мнемической и мыслительной деятельности. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:
- репродуктивную активность:необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал,
- продуктивную активность:аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.
В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.
Репродуктивный типорганизации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников.
Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки.
Например репродуктивный характер занятию по психологии придает постановка вопросов следующего типа:
- Внимание и его виды;
- Понятие о памяти;
- Основные свойства характера.
Проведение семинарского занятиярепродуктивного типадовольно традиционно в своей последовательности.
В начале семинара формулируются основные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих.
После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение.
Важными для преподавателя в данном случае являются умения управлять процессом обсуждения:
- умение соблюдать временной регламент;
- умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;
- умение активизировать на занятии как можно большее число студентов;
- умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;
- умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);
- умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.
Продуктивный типорганизации семинарского занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:
- Чем отличается…?;
- Что общего между…?;
- Какие механизмы...?;
- Выделите достоинства и недостатки...
При этом предполагается, что ответы на этивопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны.
В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника).
Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках.
Основные функции семинара
На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний.
Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.
Одной из основных функций семинара является развивающая (развитие критического, творческого мышления, умения убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения).
Высоко значение оценочной функции, поскольку в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы гуманистических ценностей, определяющих становление личностного в человеке.
С воспитательной точки зрения семинар может оказаться даже более действенным средством по сравнению с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее.
Организационно-ориентационная функция семинара проявляется в направляемой преподавателем непосредственно или через методические пособия и рекомендации подготовке студентов к семинарскому занятию: подбор источников информации, выбор методов ее обработки и т. д.
Процесс обсуждения проблем дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемой науки, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция семинара.
Кроме того, семинар имеет свою специфическую функцию — функцию контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов.