Социальная педагогика. Наименование разделов и тем.
Курс включает в себя следующие разделы:
– социальная педагогика как наука (вопросы 1–3);
– понятие социальной нормы и отклонения от нормы (вопрос 5, 19);
– человек в процессе социализации (вопросы 5-6);
– факторы социализации человека (вопросы 7-11, 14);
– социально-педагогическая виктимология (вопрос 15);
– социальное воспитание (вопросы 16-17);
– социальная адаптация и дезадаптация (вопрос 18);
– социально-педагогическая деятельность (вопросы 13, 20, 21)
– управление системой социальной защиты населения (вопрос 22)
Перечень теоретических вопросов с программой подготовки
1. Социальная педагогика в системе педагогических наук. Социальная педагогика как наука, ее цели и задачи. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. Объект и предмет исследования социальной педагогики. Функции социальной педагогики.
2. Принципы социальной педагогики.Понятие «принцип» в педагогике и социальной педагогике. Принцип целесообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Принцип индивидуальной обусловленности. Принцип личностной обусловленности. Принцип средовой обусловленности. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности.
3. Категории социальной педагогики. Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание.
4. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике.Нормы и отклонение: понятия и характеристики. Функции и свойства социальной нормы. Виды социальных норм. Типы отклонений: физические, психические, социальные, педагогические.
5. Социализация как социально-педагогическое явление. Общее представление о социализации. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе. Стадии социализации. Человек как объект и субъект социализации. Социализированность.
6. Агенты социализации человека. Механизмы социализации человека. Окружение человека – родственники, учителя, группа сверстников. Первичные и вторичные агенты социализации. Традиционный механизм, институциональный механизм, стилизованный механизм, межличностный механизм, рефлексивный механизм.
7. Мегафакторы социализации. Космос (или вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей. Чижевский А.Л., Лазарев П.П. о взаимосвязи общественных движений и судеб отдельных исторических личностей с периодами солнечной активности. Планета и мир. Глобальные мировые проблемы. Интернет как мегафактор социализации.
8. Страна и этнос - макрофакторы социализации.Страна – феномен географически культурный. Влияние природно-климатических условия стран. Этнокультура. Традиции, обычаи, язык. Этнические установки и регламентация.
9. Общество и государство как макрофакторы социализации. Общество – понятие политико-социологическое. Половая структура, возрастная стратификация общества. Социальная структура и социальная стратификация общества. Уровень экономического развития общества. Общество и государство. Государство – понятие политико-юридическое.
10. Субкультура и средства массовой информации как мезофакторы социализации. Понятие «субкультура» Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия, статусная структура, источники информации, увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, фольклор, жаргон, мода. Понятие «средства массовой информации». Функции СМИ. Негативное влияние средств массовой информации.
11. Микрофакторы социализации.Семья и домашний очаг. Соседство и микросоиум. Соседи в городе и сельской местности. Классификация и характеристики групп сверстников.
12. Семья как социальный институт. Социальный статус семьи. Понятия семья и брак. Признаки семьи как социальной группы, этапы ее развития. Состав, структура и функции семьи. Социальная адаптация семьи, ее материальный, психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой компоненты.
13. Социально-педагогическая деятельность с семьей.Формы социально-педагогической помощи семье. Функции социального педагога в работе с семьей. Алгоритм изучения семьи. Деятельность социального педагога по работе с семьей.
14. Воспитательные, религиозные организации как микрофактор социализации. Назначение, роль, задачи воспитательных организаций. Назначение, функции религиозного воспитания. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности.
15. Социально-педагогическая виктимология.Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики. Человек как жертва социализации. Реальные, потенциальные, латентные жертвы. Понятия виктимность, виктимогенность и виктимизация. Предпосылки и факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
16. Общая характеристика социального воспитания.Сущность и задачи социального воспитания. Объект социального воспитания. Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. Коллектив как групповой субъект социального воспитания. Социальные субъекты системы воспитания. Ценности и воспитание.
17. Принципы социального воспитания.Сущность принципов социального воспитания. Принцип гуманистической направленности. Принцип культуросообразности. Принцип природосообразности. Принцип вариативности социального воспитания. Принцип коллективности. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности. Принцип незавершенности социального воспитания.
18. Методы социального воспитания.Групповые и индивидуальные методы. Социально-экономические методы. Организационные методы. Психолого-педагогические методы. Народная педагогика. Методы перевоспитания и самовоспитания. Методы делового общения. Метод мониторинга в социальном воспитании. Методы арттерапии. Методы воспитания личности в коллективе.
19. Социальная адаптация и дезадаптация.Понятие «адаптация» в социальной педагогике. Понятия «социальность». Виды полной социальной адаптации: управленческая (организационная), экономическая, педагогическая, психологическая и профессиональная. Понятие о дезадаптации. Виды дезадаптации, их характеристика. Причины развития школьной дезадаптации.
20. Девиации как социально-педагогическая проблема.Типология отклоняющегося поведения. Причины девиантного поведения подростков. Факторы, обусловливающие формирование социально-негативного (девиантного) поведения.
21. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.Понятия «дети-сироты», «социальный сирота». Категории детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, государственное попечение.
22. Инфраструктура социально-педагогической деятельности.Социальная инфраструктура. Принципы структурирования организации СПД. Социальный педагог в учреждениях системы образования, системы социальной защиты населения, системы здравоохранения, в учреждениях культуры, в учреждениях пенитенциарной системы.
23. Современная система социальной защиты детства в РФ.Международные соглашения о защите детства. Объект и субъекты социальной защиты детства. Содержание и принципы системы социальной защиты детства. Формы и методы социальной защиты детства.