СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 15.11.2011
ТЕМА: методы обучения. организационные формы обучения. педагогический контроль и учет результатов деятельности ОБУЧЕНИЯ.
Цель:
· сформировать понятие о методах обучения и их структуре
· сформировать понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; умения сопоставлять назначение форм организации обучения и оценивать их результативность.
· раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.
1.1.Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод обучения»?:
1) взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;
2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы;
4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;
5) часть теории обучения;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?
Понятие | Общие черты | Различия |
Принцип обучения (определение) | ||
Метод обучения (определение) |
Какие факторы определяют выбор методов обучения?
1) психологическое состояние учителя;
2) возраст учеников;
3) характерные особенности изучаемого предмета;
4) учебные цели и задачи;
5) способ организации взаимодействия учителя и учащихся;
6) уровень экономического и социального развития общества;
7) наличие технических средств обучения;
8) уровень мотивации деятельности учащихся.
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
1.4. Представьте характеристику «метода проектов». Заполните таблицу:
Метод обучения | Функции учителя | Функции ученика | Средства обучения | Организационная форма обучения | Условия успешного применения |
Метод проектов |
Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
1) можно, так как они показывают путь овладения знаниями;
2) индукция и дедукция – формы мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения;
3) анализ, синтез, индукция и дедукция – категории психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они отношения не имеют;
4) анализ и синтез – методы научного исследования, а индукция и дедукция – логические умозаключения, поэтому неправомерно считать их методами обучения;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
Практический метод обучения | Общее | Различия |
Лабораторные опыты | ||
Работа с учебником | ||
Работа с дополнительной литературой | ||
Учебно-производственный труд |
Что такое форма организации обучения?
1) согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
2) система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;
3) внешняя сторона организации учебного процесса;
4)способ организации учебной работы учителя и учащихся;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: __________________________________
В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?
Понятие | Общие черты | Различия |
Форма организации обучения | ||
Метод обучения |
2.3. Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок.
Форма организации обучения – ограниченная ………. конструкция отдельного …… процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный …… занятия – ………. и т.д. Эти формы называют ……. Они играют ……. роль, поскольку включают в себя цели …………. учителя и учеников. (Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001).
2.4. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? И если может, то в каких случаях и каким образом?
Ответ: _______________________________________________
2.5. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. – С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:
Форма обучения | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Классно-урочная система | |||
Бель-ланкастерская система | |||
Мангеймская система | |||
Дальтон-план | |||
План Трампа |